1 Сол., 263 зач., I, 6-10.
Глава 1.
6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.
9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Апостол Павел благодарит и хвалит жителей Солуни за то, как они смогли укрепиться в христианской вере, невзирая ни на какие проблемы и скорби, связанные с гонениями. Более того: он прямо называет их «образцом для всех верующих Македонии и Ахаии». И дальше в тексте очень примечательная фраза: вы настолько убедительны своей жизнью, что и говорить-то ничего о вас не требуется — сами о себе свидетельствуете куда убедительнее!
Выше в послании апостол говорил о том, что его благовествование было не только в слове, но и в Святом Духе, и в силе, и с «удостоверением». Для нас всё это звучит несколько необычно: но для Павла было принципиально важно убедиться, что его слово — «работает», а не оказывается семенем, сгнившим в неподходящих условиях.
Главный показатель действенности апостольского слова — стойкость солунян. Несмотря ни на какие притеснения, они сохраняют верность Евангелию. Но эта верность опирается не только и не столько на развитую силу воли — сколько на силу Божию, которая явственным образом присутствует в первохристианской общине Фессалоник.
Каждый из нас иногда задумывался: а хватит ли у меня сил, чтобы перенести те скорби, несчастья, горести, которые могут выпасть на мою долю? Недавно я познакомился с человеком, который именно для развития своей стойкости пошёл — не поверите! — на специальные занятия с йогом стоять на гвоздях. Он решил, что таким образом, привыкая к постоянному преодолению боли и дискомфорта, в решительный момент исповедания веры окажется более подготовленным и не даст «слабину». Но, откровенно говоря, меня такая разновидность «духовной практики» насторожила, и вот почему.
Самое сложное — и в то же время самое важное для христианина — сохранить настроенность на постоянный диалог, непрекращающееся взаимодействие со Христом в Духе Святом. И это — не какие-то мысленные конструкты, а обыденная реальность, отражающаяся в самых простых будничных вещах. Когда человек привыкает «ходить пред Богом» в мелочах, чувствовать, как Иов, «дыхание Духа в ноздрях своих» — он перестаёт заглядывать сильно вперёд и заботиться о том, чтобы вовремя «подстелить соломку». Ведь если он с Богом — и точно знает, что не будет искушения выше сил — но, по слову апостола, вместе с испытанием будет даны и силы, чтобы его перенести — то лучше время и силы потратить не на эгоцентрическое «прокачивание силы воли», а на творение добрых дел — которые точно Богу будут куда приятнее!
Помоги же нам, Господи, во всём искать Твою волю и не быть заложниками наших, человеческих, установок!
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.