1 Сол., 263 зач., I, 6-10.
Глава 1.
6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.
9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Апостол Павел благодарит и хвалит жителей Солуни за то, как они смогли укрепиться в христианской вере, невзирая ни на какие проблемы и скорби, связанные с гонениями. Более того: он прямо называет их «образцом для всех верующих Македонии и Ахаии». И дальше в тексте очень примечательная фраза: вы настолько убедительны своей жизнью, что и говорить-то ничего о вас не требуется — сами о себе свидетельствуете куда убедительнее!
Выше в послании апостол говорил о том, что его благовествование было не только в слове, но и в Святом Духе, и в силе, и с «удостоверением». Для нас всё это звучит несколько необычно: но для Павла было принципиально важно убедиться, что его слово — «работает», а не оказывается семенем, сгнившим в неподходящих условиях.
Главный показатель действенности апостольского слова — стойкость солунян. Несмотря ни на какие притеснения, они сохраняют верность Евангелию. Но эта верность опирается не только и не столько на развитую силу воли — сколько на силу Божию, которая явственным образом присутствует в первохристианской общине Фессалоник.
Каждый из нас иногда задумывался: а хватит ли у меня сил, чтобы перенести те скорби, несчастья, горести, которые могут выпасть на мою долю? Недавно я познакомился с человеком, который именно для развития своей стойкости пошёл — не поверите! — на специальные занятия с йогом стоять на гвоздях. Он решил, что таким образом, привыкая к постоянному преодолению боли и дискомфорта, в решительный момент исповедания веры окажется более подготовленным и не даст «слабину». Но, откровенно говоря, меня такая разновидность «духовной практики» насторожила, и вот почему.
Самое сложное — и в то же время самое важное для христианина — сохранить настроенность на постоянный диалог, непрекращающееся взаимодействие со Христом в Духе Святом. И это — не какие-то мысленные конструкты, а обыденная реальность, отражающаяся в самых простых будничных вещах. Когда человек привыкает «ходить пред Богом» в мелочах, чувствовать, как Иов, «дыхание Духа в ноздрях своих» — он перестаёт заглядывать сильно вперёд и заботиться о том, чтобы вовремя «подстелить соломку». Ведь если он с Богом — и точно знает, что не будет искушения выше сил — но, по слову апостола, вместе с испытанием будет даны и силы, чтобы его перенести — то лучше время и силы потратить не на эгоцентрическое «прокачивание силы воли», а на творение добрых дел — которые точно Богу будут куда приятнее!
Помоги же нам, Господи, во всём искать Твою волю и не быть заложниками наших, человеческих, установок!
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.