Кол., 256 зач., II, 20 — III, 3.
Глава 2.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»
22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Глава 3.
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с вопроса, который многих может смутить. Причем из самой его формы ясно, что апостол не столько спрашивает, сколько уточняет, как могут христиане, умершие со Христом для стихий мира, подчиняться временным человеческим постановлениям. Основная же мысль о том, что они умерли — сомнений не вызывает.
«Стоп! Подождите! Что значит умерли?» — скажет современный человек. Я жив и собираюсь жить дальше, ведь не случайно я все время повторяю себе и другим, что главное — это здоровье. Я, может быть, для того и поверил в Бога и крестился, что мне когда-то сказали, что верующих Бог защищает и сохраняет от всякого зла.
Но апостол ничего не выдумывает. Представление о том, что ученик — это тот, кто идет за своим учителем на крест, для христиан является ключевым. Крест не столько в буквальном смысле слова, сколько в смысле готовности умереть за верность учению и заповедям. И не только готовности, но и ощущения, что ты уже умер. Неслучайно в послании к римлянам апостол сравнивает крещение ученика с погружением в смерть. «Вы должны считать себя мертвыми для греха», — пишет он. Реальная ли это смерть? В первую очередь духовная, конечно. Но она может быть и вполне реальной, если таковыми оказываются обстоятельства.
И когда тебя спрашивают о вере и интересуются, действительно ли с твоей точки зрения Бог существует, а Иисус является Его воплощенным Сыном, ты должен оставаться верным своему выбору вне зависимости от того, какую перспективу сулит тебе правильный ответ. Но также верным ты должен быть тогда, когда взять чужое оказывается очень легко, когда ложь оказывается выгоднее правды, когда окружающими прелюбодеяние воспринимается в качестве нормы. Но ты умер для подобных вещей и не воруешь, не клевещешь, не прелюбодействуешь. Для тебя этого просто не существует как варианта развития событий. Зато существует вариант, в котором ты верен Богу, верен своему слову, супруге, — иными словами верен Христу и его заповедям.
Как же все это соотносится с обычными благами, за которыми люди нередко приходят к Богу? Христианин воспринимает их с благодарностью не как обязательный или гарантированный результат веры, но как возможный вариант развития событий. Если он с самого начала все правильно понял, он должен был идти в храм не за здоровьем, но потому что мир без Бога оказался для него пустым и только с Ним наполнился смыслом. Если он при этом будет еще и здоров — это будет прекрасно, но, если не будет, он не посчитает свою веру пустой и не приносящей плода, потому что ее плод — не обстоятельства жизни временной, но жизнь вечная. Именно поэтому в сегодняшнем чтении присутствует не только смерть вместе со Христом, в нем мы слышим о воскресении и жизни. Итак, — пишет апостол, — если вы воскресли со Христом, то ищите горнего и не помышляйте о земном. Земные блага могут быть в нашей жизни, но их может и не быть — не они наша цель.
Но где же результаты всей этой верности? Когда они станут явными? Апостол пишет, что наша духовная жизнь «сокрыта со Христом в Боге». Результаты могут быть неприметны для внешнего зрителя. Но они так же реальны, как реален в нашей жизни Бог.
Александр Степанович Попов: гениальный физик, подаривший миру радио
Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи, телевидения и интернета. Но немногие знают, что эти и другие технологии обязаны своим появлением изобретению Александра Степановича Попова, которое он сделал 7 мая 1895 года, ставшей датой появления радио.
Александр Степанович, с детства увлекавшийся электротехникой, несмотря на то, что в его семье было много священнослужителей, что казалось бы должно было определить его судьбу, после окончания семинарии поступил на физико-математический факультет Петербургского Университета. Посвятив свою жизнь науке, он с трепетом и уважением относился к священству, и позднее говорил, что все свои знания и труд отдает своей Родине.
Что стало вдохновением Александра Степановича, какой труд лежал в основе одного из важнейших изобретений человечества? Как устройство, подаренное миру великим ученым, помогло спасти российский броненосец «Генерал Апраксин»?
Литургия в Максимовской церкви посёлка Турьинские рудники, что на северном Урале, подошла к концу. На клиросе — особом месте, где располагается церковный хор — собирал ноты один из певчих, высокий русоволосый мальчик. Это был Саша Попов, сын настоятеля храма, священника Степана Петровича Попова. В их старинном роду испокон веков было немало священнослужителей. Саша знал: придёт время, станет священником и он.
После Богослужения вместе с отцом Александр отправился в бесплатную школу для детей рудницких рабочих, которую батюшка недавно открыл в посёлке. Едва они вошли, раздался звонок на урок. Но сколько Саша ни крутил головой, он так и не понял, кто же звонит в колокольчик. Отец улыбнулся и показал рукою куда-то вверх. Там, на стене, почти под самым потолком, висела небольшая деревянная коробка. На ней было закреплено медное полушарие, по которому сбоку постукивал железный молоточек. От конструкции по стене тянулся длинный провод. «Электрический звонок», — объяснил сыну священник. В тот самый момент Сашу Попова впервые посетила мысль о том, как это, наверное, удивительно и интересно — создавать такие приборы.
Неподалёку от посёлка находился горнодобывающий завод. Саша стал туда наведываться. Часами мог рассматривать станки, паровые машины и прочие механизмы. А по ночам штудировал учебники по физике и математике. К 1877 году, когда за плечами у Александра уже были духовное училище и семинария, молодой человек понял, что священство, к которому он относился с трепетом и уважением — всё же не его путь. Попов твёрдо решил связать жизнь с наукой. Особенно привлекала его электротехника. Исследованиями в этой, тогда ещё относительно новой области, Александр стал заниматься на физико-математическом факультете Петербургского университета. Способный студент, он уже к третьему курсу получил должность ассистента профессора. В 1880-м году Попова пригласили экспертом на первую Петербургскую электротехническую выставку. Чего там только не было! Телефон Бэлла, телеграф Якоби. Александр увлекательно и подробно рассказывал посетителям выставки о том, каким образом устроены и действуют все эти потрясающие изобретения. Мог ли он тогда представить себе, что очень скоро и сам сделает открытие, которое изменит мир?
В 1895 году Александр Степанович, к тому времени уже кандидат физических наук, читал курс гальванотхники в Кронштадтской морской военной академии. Именно тогда ему в голову и пришла мысль о возможности с помощью электромагнитных волн установить между кораблями постоянную и мгновенную связь. Взяв за основу грозоотметчик — прибор, созданный немецким физиком Генрихом Герцем — Попов разработал приёмник-передатчик электромагнитных колебаний и продемонстрировал его на заседании Русского физического общества. Сохранился протокол собрания, в котором сказано: «Несмотря на значительное расстояние и каменные стены, расположенные на пути распространения электрических волн, звонок прибора громко звучал». Завершая свой доклад, Попов заметил, что при дальнейшем усовершенствовании его прибор может быть применен к передаче сигналов на дальнее расстояние. 7 мая 1895 года — день, когда Александр Степанович представил свой прибор учёной общественности — с тех пор принято считать датой рождения радио.
Первая текстовая радиограмма с помощью приёмника Попова была передана уже в следующем году. Тогда она смогла преодолеть всего 250 метров. Но уже через пару лет Попов сумел увеличить это расстояние до нескольких сотен километров. Когда в 1899 году у шведского острова Готланд сел на мель российский броненосец «Генерал Апраксин», Попов из Кронштадта успешно провёл более четырёхсот сеансов радиосвязи с кораблём. Это помогло спасти судно.
Быть может, кто-то удивится, но всё, к чему мы привыкли в наши дни: телевидение, мобильная связь, интернет — вышло из того самого прибора, первого радиоприёмника Попова. С утренних радиопрограмм мы начинаем день, едем в автомобиле, ловя любимую волну. Изобретение не только является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и помогает решать важнейшие задачи в развитии технологий, в медицине, в военном деле и других отраслях. Александр Степанович, без сомнения, был бы этому очень рад. Ведь не зря он говорил: «Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я отдаю моей Родине».
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 мая. О святых воинах
Сегодня 7 мая. День памяти Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, пострадавших за Христа в III (3) веке.
О святых воинах, — протоиерей Константин Харитонов.