Жили в одном лесу птичка с мышкой — обе маленькие, серенькие, вот и подружились.
Говорит однажды мышка птичке:
— Давай, подружка, мы с тобой будем вместе еду на зиму заготавливать. Сначала съедим твои запасы — они ведь на поверхности земли лежат, а потом мои. Под землёй припасы ведь дольше хранятся.
Птичка обрадовалась и согласилась. Начали они вместе ягоды и семечки в лесу собирать и на зиму запасать. Пришла зима, и птичкины припасы быстро съели.
— Теперь, мышка, будем питаться твоими ягодами, — сказала птичка подружке.
Услышав это, мышка забежала в свою нору и зовет оттуда:
— Ну, заходи в мой дом, не стесняйся!
Птичка попыталась в нору войти, да не смогла: крылья в проходе застревают.
— У меня не получается зайти, ты мне что-нибудь наружу вынеси, — попросила она.
— Мы так не договаривались! — возмутилась мышка. — Тоже мне барыня! Не хочешь — как хочешь. И вообще одна живи, раз ты такая!
Рассердилась птичка, расчирикалась.
— Ах ты, обманщица! — стала ругать она мышку. — Какая же ты мне после этого подруга? Если бы я знала, что ты так поступишь, я бы не кормила тебя. Вот пожалуюсь на тебя начальнику всех птиц — орлу, он тебя живо проучит!
— Не пожалуешься, — крикнула из норы мышка. — Ты же сама пела, что не любишь начальство. Убирайся по добру, поздорову!
Стала птичка жить одна. Целый день прыгает по лесу, пищу ищет. Но что можно зимой найти, когда земля снегом покрыта?
Заметил её однажды орёл и спрашивает:
— Ты почему, пичуга, все время по кустам прыгаешь и дрожишь?
— Еду ищу, — ответила птичка. — Хоть бы одну ягодку сухую...
— Почему же ты ничего себе на зиму не запасла?
Рассказала птичка орлу, как её мышка обманула.
— Не печалься, я сам с ней поговорю и заставлю с тобой поделиться, — сказал Орёл.
— Её не достать, она ведь под землёй прячется!
Но орёл уже приземлился к мышиной норе и спросил грозно:
— Где тут эта мышь-обманщица? Как ты посмела птичку обидеть?
— Я её пускала, она сама в кладовку не идёт, — отозвалась мышка из норы.
— Как же я войду, если мне крылья мешают? — обиженно зачирикала на ветке птичка.
— Раз так, придётся мне самому ваши запасы делить, — сказал орёл и стал острыми когтями рыть землю.
— Ой, мой дом! Он сейчас обвалится! Не надо, я сама, сама! — испуганно запищала мышка.
В тот же день она отдала птичке половину запасов.
Что и говорить, трудно маленьким существам прожить без защиты.
А птичка потом на весь лес новую песню пела: «На то нужны сила и власть, чтобы слабым и малым не пропасть».
(по мотивам эвенкийской народной сказки)
20 декабря. О подвиге преподобного Нила Столобенского
Сегодня 20 декабря. День памяти преподобного Нила Столобенского, жившего в шестнадцатом веке.
О его подвиге — игумен Лука (Степанов).
Все выпуски программы Актуальная тема
20 декабря. О подвиге мученицы Филофеи Румынской

Сегодня 20 декабря. День памяти мученицы Филофеи Румынской, жившей в одиннадцатом веке.
О её подвиге — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 114. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена люди предпочитали глупости мудрость и безрассудству рассудительность. Библию нередко считают мудрой книгой, но к какой мудрости она на самом деле призывает? Ответить на этот вопрос помогает 114-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 114.
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё;
2 приклонил ко мне ухо Своё, и потому буду призывать Его во все дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.
Со времён эпохи Просвещения люди поверили в одну не вполне очевидную идею: уровень счастья зависит от уровня образования. Естественно, не все и не сразу бросились учиться, и все мы помним из школьной программы комедию «Горе от ума», герой которой говорил: «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». Однако ХХ век — это век всеобщего образования. Впрочем, в первую очередь образования ума, но не образования души или духа. Ведь жизненный опыт со всей очевидностью свидетельствует о том, что можно быть образованным и в своей сфере даже очень умным, но не быть мудрым. Человек бывает способен помнить множество фактов, понимать сложные формулы, но не помнить о семье, которая нуждается в заботе, и не понимать важности общения с близкими. Иногда он умеет совершать сложнейшие операции скальпелем или хирургической иглой, но не умеет управлять собственным языком.
Псалом, который мы сейчас услышали, ничего не говорит не только об образовании, которое, кстати, во времена псалмопевца было связано со знанием Писания и особенно закона Моисеева, он ничего не говорит и о мудрости. По крайней мере на первый взгляд. Перед нами хвалебная молитва того, кто претерпел испытания, смертельно заболел и очень сильно страдал, но получил избавление от Господа. Но что же в итоге помогло ему искать помощи у Бога? Ответ очень необычный, и он звучит буквально через всё Писание. Псалмопевец говорит: «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне». Слово, которое перевели как «простодушный» также означает простеца, человека наивного, иногда даже глупого. Но что же это за простота? Это та самая простота доверия, которого не хватило первым людям, решившим познать добро и зло без Бога, это отказ от мудрости мира, которая пытается жить своими силами. Важно понимать, что эта простота не противоречит знанию или образованию как таковому, ведь Сам Господь создал человека разумным и повелел нарекать имена животным, Сам повелел познавать их и проникать в их суть.
Но легко ли быть по-настоящему простым? Нет, конечно. Подлинная простота требует подвига самоотречения и внутренней смелости. Это не простота беспечных и ленивых глупцов, которых многократно обличает Соломон в книге Притчей, но простота человека трудолюбивого, думающего, устраивающего свою жизнь в меру сил, но в то же время осознающего, что покой, которого он ищет, находится не во множестве знаний и трудов, а в доверии Богу, в надежде на Него. Почему псалмопевец и говорит: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя». Вслед за ним так мог сказать человек прошлого, не имеющий образования и ничего не знающий об устройстве вселенной, но может сказать признанный учёный, познающий тайны мироздания. Эта мудрость подходит всякому, но в современном мире оказывается трудно достижимой. Нас окружают бесконечные курсы и тренинги. Мы боимся опоздать и не узнать чего-то важного, того, что сделает нас конкурентноспособными, нужными, умеющими выживать и выходить вперёд. Давид, как и прочие авторы псалмов, тоже не сидел сложа руки, но умел за всей будничной суетой видеть главное, отчего и переживание этой суеты ощущалось им по-иному, ему было проще, потому что он не пытался всё сделать сам, но даже занимая активную позицию, в итоге полагался на Бога.











