Флп., 248 зач., IV, 10-23.
Глава 4.
10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим окончание послания апостола Павла к филиппийцам. Он выражает им большую признательность за щедрость и готовность помочь ему в трудной ситуации, впрочем, тут же добавляет, что приобрел одно важное умение — научился быть довольным тем, что у него есть. Звучит, конечно, красиво, хотя на практике все это слабо представимо. Ведь встретить человека довольного тем уровнем благосостояния, который у него есть, практически невозможно. Мы все время недовольны тем, что имеем, стремимся к улучшению условий существования, хотя они всё не улучшаются и не улучшаются. И происходит это не потому, что мы медленно или недостаточно улучшаем, а потому что ошибочна сама идея, на которую мы ориентируемся. Довольство лежит не в области представимого будущего, о котором мы мечтаем, но в области настоящего. И мера нашего недовольства зависит не столько от того, как мы живем, сколько от того, совпадает ли наша жизнь с нашими представлениями о том, какой она должна быть. Заметим, что апостол при этом не говорит, что он все время живет в бедности: он научился быть довольным тем, что у него есть. В его жизни были периоды голода и сытости, скудости и изобилия, и всякий раз он умел быть довольным. Развивая и объясняя свою мысль, он говорит нечто еще более парадоксальное: «научился всему и во всем» и далее «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Но что значат эти громкие фразы? Может быть, это простые гиперболы, преувеличения, с помощью которых он стремится показать, что достиг духовных результатов?
Конечно, понимать апостола в буквальном смысле невозможно. Его профессией было плетение палаток, и, сказав, что он во всем научился всему, он никак не подразумевает, что получил все профессии сразу и теперь умеет всё вообще. Говоря «во всем» — он подразумевает во всех обстоятельствах, а «научился всему» — значит «научился все правильно переносить, вести себя как должно, быть всем довольным». И хотя перед нами слова апостола, закрывается сомнение в возможности такого отношения к жизни. Он ведь тоже человек, а недовольство — для людей обычное дело. Прекрасно понимая, как звучат его слова, апостол уточняет: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». И это уточнение позволяет увидеть его позицию в совершенно ином свете. Находясь в тех или иных обстоятельствах, он остается довольным не благодаря своим исключительным волевым способностям, но благодаря Христу. Причем, это не просто довольство всеми обстоятельствами... Ведь из книги деяний апостольских мы знаем, что он не был доволен, ни гонениями, ни клеветой, которую на него возводили... Однако, что бы ни происходило, он чувствовал, что не оставлен, что Бог не забыл о нем, что Он близко... Последовав примеру апостола, мы учимся не только стойко переносить испытания, мы учимся видеть в них перспективу для преображения жизни.
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час