
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Флп., 235 зач., I, 1-7.
Глава 1.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Читая послания апостола Павла, порой удивляешься тому ровному духовному состоянию, в котором он находится. Душевный мир и покой чувствуется в строках его писем. Даже порой критикуя своих адресатов, упрекая в тех или иных отступлениях от истинной веры, апостол исполнен к ним любви, терпения и снисхождения. Он стремится говорить с ними, как заботливый отец и как верный друг, а не как раздражённый, критикующий начальник. Очевидно, что такое мирное состояние души — это одно из проявлений благодати Божией в человеке.
Из того отрывка, который мы услышали сегодня, становится ясно, что это действие благодати в сердце апостола, — ответ Творца на его собственные усилия. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел открывает им, что молился о них с того самого момента, как они вошли в его жизнь. Апостол помнил о них ежедневно, прося Бога проявить о них заботу. В ответ на эту молитву Господь и давал Павлу силы оставаться к филлипийцам в благом расположении духа.
Так Священное Писание предлагает нам важный инструмент, используя который мы, подобно апостолу Павлу, можем приобрести и хранить мир в душе по отношению ко всему происходящему вокруг нас. Этот инструмент — молитва.
Церковная традиция уделяет молитве большое внимание. С неё начинается день, ею он заканчивается. Для этого существуют утренние и вечерние молитвенные правила, которые можно найти в любом молитвослове. Это те слова, которыми обращались ко Творцу святые. В них аккумулирован их опыт. Читая эти молитвы, мы словно проникаем в то состояние, в котором находились праведники; словно настраиваем свою душу на тот же лад, на который были настроены они. Но это не означает, что мы не можем молиться сами, своими словами. Ведь у каждого из нас свои проблемы, свои радости, свои просьбы. Иными словами, у каждого из нас своя ситуация. А потому имеет смысл после чтения тех или иных установленных молитв, когда в нашей душе появился определённый настрой, помолиться и собственными словами. Лично от себя поговорить с Богом. Рассказать Ему о том, что волнует сегодня лично нас. Попросить помощи. Обязательно за что-то поблагодарить.
И ещё один важный момент: вряд ли нам стоит все силы души бросать на молитву о чём-то глобальном. Кирпичиком нашей беседы с Богом должна стать молитва на краткосрочную перспективу. Как говорит Спаситель, «завтрашний день сам будет заботиться о своём, достаточно для каждого дня своей заботы». Поэтому утром мы просим у Творца благословения лишь на сегодняшний день. Чтобы нам именно сегодня быть исполнителями Его воли. Чтобы именно сегодня вести себя по-христиански с теми, кто нас окружает. То же самое и вечером: в первую очередь стоит поблагодарить именно за прошедшие сутки, попросить прощения именно за сегодняшние ошибки. И не будем сомневаться, совершая эти весьма нехитрые и очень простые действия день за днём, однажды, сами не заметим того, как каждый в свою меру исполнимся того мира, покоя и бодрости духа, которыми обладал апостол Павел.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Людям, как известно, свойственно сложные вещи упрощать. Так устроено наше сознание, и нам так просто легче жить. Но есть области бытия, где упрощение может довести до печальных последствий. И одна из таких областей — жизнь духовная. О недопустимости упрощения отношений человека и Бога рассуждает апостол Павел в отрывке из 8-й главы своего послания к Римлянам, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Лейтмотивом прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к Римлянам является противостояние плоти и духа. На первый взгляд, понять суть проблемы, которую поднимает апостол, довольно трудно. Для этого нам понадобится немного погрузиться в исторический контекст. Римская община христиан первоначально состояла из евреев, поверивших во Христа и принявших крещение. Затем к ним присоединились бывшие язычники. До определённого времени церковная община Рима жила в мире. Но затем последовал указ императора Клавдия, согласно которому евреи (и иудеи, и христиане) изгонялись из всех крупных городов из-за подозрений в сепаратизме. В результате, Римская община лишилась своего ядра. Что привело к кризису — помочь его преодолеть поспешил апостол Павел, направивший столичным христианам послание. В этом тексте содержится много важных мыслей и ценных советов. Один из них мы только что слышали.
Апостол Павел напоминает своим читателям, а вместе с ними и нам, что спасение в христианском понимании невозможно получить самостоятельно — без Бога. Спасение является даром Божиим. И поддаются досадной иллюзии те, кто полагают, что с Творцом можно играть в какие-то религиозные игры. А именно — с помощью исполнения тех или иных традиций, обрядов фактически принудить Бога к тому, чтобы Он даровал человеку те или иные блага. Апостол называет подобный ошибочный подход к духовной жизни — плотским. Потому что данное видение не может возвыситься над горизонтом земных вещей. Такое отношение к религии имело место и в язычестве, и в позднем иудаизме. И там, и там люди полагали, что через совершение каких-то ритуалов они гарантированно получают необходимый результат — помощь свыше. При этом какого-либо внутреннего изменения к лучшему в общем-то и не требуется.
Апостолу Павлу такой меркантильный подход совершенно не нравился. В первую очередь, по причине его фактической лживости. Вот почему Павел призывает своих читателей жить не плотской, а духовной жизнью. Что означает на практике следующее. Вера не может существовать без внешнего проявления. Но внешние поступки определяются тем, какое конкретное содержание вкладывает человек в них. И Павел призывает нас не играть в меркантильные игры, не упрощать отношения с Богом до уровня «ты мне — я тебе», а опираться на искреннюю веру и на надежду, что наши скромные приношения будут Богом приняты и освящены. И ответом со стороны Творца станет дар Духа Святого, без помощи Которого никакого спасения стяжать нельзя. Потому что спасение не есть какой-то бесконечный комфорт, что существует помимо Бога, но жизнь вечная во Христе и со Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о нищих духом и плачущих». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Китайские мученики». Священник Алексей Юсупов

У нас в гостях был секретарь китайского Патриаршего подворья в Москве священник Алексей Юсупов.
Мы говорили о православии в Китае, об истории распространения христианства в этой стране, а также об известный китайских христианских мучениках.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер