Флп., 235 зач., I, 1-7.
Глава 1.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Читая послания апостола Павла, порой удивляешься тому ровному духовному состоянию, в котором он находится. Душевный мир и покой чувствуется в строках его писем. Даже порой критикуя своих адресатов, упрекая в тех или иных отступлениях от истинной веры, апостол исполнен к ним любви, терпения и снисхождения. Он стремится говорить с ними, как заботливый отец и как верный друг, а не как раздражённый, критикующий начальник. Очевидно, что такое мирное состояние души — это одно из проявлений благодати Божией в человеке.
Из того отрывка, который мы услышали сегодня, становится ясно, что это действие благодати в сердце апостола, — ответ Творца на его собственные усилия. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел открывает им, что молился о них с того самого момента, как они вошли в его жизнь. Апостол помнил о них ежедневно, прося Бога проявить о них заботу. В ответ на эту молитву Господь и давал Павлу силы оставаться к филлипийцам в благом расположении духа.
Так Священное Писание предлагает нам важный инструмент, используя который мы, подобно апостолу Павлу, можем приобрести и хранить мир в душе по отношению ко всему происходящему вокруг нас. Этот инструмент — молитва.
Церковная традиция уделяет молитве большое внимание. С неё начинается день, ею он заканчивается. Для этого существуют утренние и вечерние молитвенные правила, которые можно найти в любом молитвослове. Это те слова, которыми обращались ко Творцу святые. В них аккумулирован их опыт. Читая эти молитвы, мы словно проникаем в то состояние, в котором находились праведники; словно настраиваем свою душу на тот же лад, на который были настроены они. Но это не означает, что мы не можем молиться сами, своими словами. Ведь у каждого из нас свои проблемы, свои радости, свои просьбы. Иными словами, у каждого из нас своя ситуация. А потому имеет смысл после чтения тех или иных установленных молитв, когда в нашей душе появился определённый настрой, помолиться и собственными словами. Лично от себя поговорить с Богом. Рассказать Ему о том, что волнует сегодня лично нас. Попросить помощи. Обязательно за что-то поблагодарить.
И ещё один важный момент: вряд ли нам стоит все силы души бросать на молитву о чём-то глобальном. Кирпичиком нашей беседы с Богом должна стать молитва на краткосрочную перспективу. Как говорит Спаситель, «завтрашний день сам будет заботиться о своём, достаточно для каждого дня своей заботы». Поэтому утром мы просим у Творца благословения лишь на сегодняшний день. Чтобы нам именно сегодня быть исполнителями Его воли. Чтобы именно сегодня вести себя по-христиански с теми, кто нас окружает. То же самое и вечером: в первую очередь стоит поблагодарить именно за прошедшие сутки, попросить прощения именно за сегодняшние ошибки. И не будем сомневаться, совершая эти весьма нехитрые и очень простые действия день за днём, однажды, сами не заметим того, как каждый в свою меру исполнимся того мира, покоя и бодрости духа, которыми обладал апостол Павел.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.