Гость программы — писатель, исторический публицист Наталья Иртенина.
Разговор шел о жизни, духовных трудах и судьбе святителя Вассиана Ростовского, а также о его вкладе в окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Дмитрий Володихин:
— Здравствуйте, дорогие радиослушатели, это светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я Дмитрий Володихин и поговорим мы сегодня об одном из выдающихся деятелей церкви русского средневековья 15-го столетия о святителе Вассиане Ростовском. И сегодня с нами в студии замечательный православный писатель, лауреат церковной премии «Народная библиотека» Наталья Иртенина. Здравствуйте.
Наталья Иртенина:
— Здравствуйте.
Дмитрий Володихин:
— Ну что ж, переходя к нашему сегодняшнему персонажу, мне хотелось бы разговор о нём предварить одним важным заявлением. Дело в том, что как один из деятелей церкви, как один из светочей нашего монашества, и как один из выдающихся архиереев, пастырей 15-го века святитель Вассиан все же знаком в основном специалистам. А людям, которые интересуются русской историей, в большей степени он известен не своими церковными трудами, а своим духовным писательством, и, в частности, посланием, обращенным к князю московскому Ивану Третьему в эпоху, когда Россия проходила через критический час своей истории, через час переломный, в эпоху стояния на Угре 1480 года. Поэтому мы немножечко отложим разговор о биографии и трудах святителя Вассиана, а сейчас начнём с вопросов военно-исторических. Вот собственно когда говорят о зависимости Руси от орды, звучит словосочетание Ордынское иго. Кто-то к нему настроен критически, кто-то полностью одобряет содержание этого термина, но смысл состоит в том, что Русь жестоко страдала от власти орды. Время от времени на Русь приходили с мечом и огнём, разрушали русские города, грабили русские сёла, отгоняли полоняников, конечно же, Русь должна была платить тяжелую дань, это было разорительно для экономики и, конечно же, то, что откуда-то издалека приходил ярлык для того чтобы утвердить кого-то из русских князей на его княжеском уделе, это тоже скверно сказывалось на политическом состоянии страны. Проблема вся в том, что отношение к Ордынской власти с годами и десятилетиями менялось. В 13-м веке к этому привыкали с трудом и были попытки восстаний, был вооруженный отпор, в 14-м веке к этому привыкли, в 15-м веке начали постепенно из Ордынского ига выходить, но это был очень непростой процесс. Поэтому я обращаюсь к вам, Наталья, вопрос следующего характера: пожалуйста, каково, с вашей точки зрения, по вашим данным, было отношение русской церкви к игу и возможности освободиться от него?
Наталья Иртенина:
— Но надо сказать, что и в те времена, и сейчас мнение церкви на подобного рода государственные катастрофы одно и то же. Оно не менялось с веками. Такие события, как порабощение народа иноземным, иноплеменным завоевателем, это наказание Божье за грехи народа, и в первую очередь, за грехи элиты народа. Древнерусское государство хотя и было крещено, народ получил возможность в течение нескольких веков воцерковляться, тем не менее народ продолжал коснеть в суевериях, в язычестве, в двоеверии, поклоняться в массе своей идолам. Сельское население поклонялось идолам, Князья русские погрязли в междоусобиях, в кровавых войнах, в гордыне. Вот за все эти грехи Бог послал на Русь иноплеменников, завоевателей жестоких, беспощадных. И как писали русские летописцы: «По грехам нашим навел на нас Господь безбожных агарян. Всё это навёл Бог грехов наших ради».
Дмитрий Володихин:
— То есть иными словами, ордынцы в средневековом русском мировидении были чем-то вроде бича Божьего, их приход должен был как-то сподвигнуть на покаяние, на раскаяние в грехах, на перемену ума.
Наталья Иртенина:
— Да. И если говорить о том же Вассиане Ростовском, это уже вторая половина 15-го века, то он пишет в своем знаменитом послании на Угру точно то же самое. «Ради наших прегрешений и проступков пред Богом, за отчаяние и маловерие попустил Бог на всю нашу землю окаянного Батыя, который пришел по-разбойничьи и захватил всю нашу землю, и поработил, и воцарился над нами. Мы ведь тогда прогневили Бога, и Он прогневался на нас, и наказал нас, как чадолюбивый отец по словам апостола: кого любит Господь, того Он наказывает, бьёт всякого сына, которого принимает».
Дмитрий Володихин:
— Ну это означает, что ситуация может быть изменена нравственными усилиями тех, кто проходит через это испытание, то есть если признаки покаяния, если признаки перехода на иной нравственный путь есть, Господь может смилостивиться изменить гнев свой на отношение любовное.
Наталья Иртенина:
— Да, именно так. Единственное средство спасти, освободиться, избавиться от этой злой нечестивой власти поработителей — это покаяние. Когда народ и его элита прекращает гневить Бога своими преступлениями, когда они страданиями своими, покаянием омываются, очищаются от грехов, Господь действительно меняет гнев на милость. И вот это злая безбожная власть нечестивая, она слабеет, она деградирует и, в конце концов, либо сама расточается, либо её можно свергнуть, применив усилия.
Дмитрий Володихин:
— В 14-м-15-м веках, несмотря на то, что нельзя говорить об исчезновении междоусобной борьбы, время от времени вспышки её случаются, но всё же. Это же эпоха великолепной монашеской колонизации. Это эпоха Сергия Радонежского, Стефана Пермского, Пафнутия Боровского, их многочисленных учеников. И действительно монашество как средоточие христианской веры вспыхивает над Русью, тогда творит Андрей Рублёв, тогда появляется русское иночество даже на Крайнем Севере, на Соловках оно есть. И действительно видно то, что некая нравственное высота растёт в русском народе. Но как вы сказали, нужно усилие, усилие ради Бога, может быть, сопровождаемое каким-то актом мужества, актом надежды на Бога и вместе с тем достаточно опасное и тяжелое для тех, кто это усилие предпринимает.
Наталья Иртенина:
— Да, но мужеству должно предшествовать именно покаяние. И вот в своем послании Вассиан пишет: «Если мы покаемся, то помилует нас милосердный Господь и освободит, и избавит нас, как некогда израильтян, от лютого и гордого фараона». Послание Вассиана изобилует такими примерами из Библейской истории, истории древних иудеев. Он пишет: «Некогда согрешали израильтяне перед Богом, и отдавал их Бог в рабство иноплеменникам, когда же каялись они, тогда ставил им Бог от племени их правителей и избавлял их от рабства иноплеменников».
Дмитрий Володихин:
— То есть, в принципе, можно говорить о том, что для святителя Вассиана история Руси есть то, что можно разгадывать, заглядывая в Священное писание, и видя то, что нет под солнцем ничего нового, Господь и прежде бил любимые свои народы, заставляя их переменить ум. И сейчас происходит то же самое на Руси.
Наталья Иртенина:
— Да, в каком-то смысле в этом своем послании Вассиан выступает как пророк, он пророчествует, что Русь не просто избавится, освободится от власти своих поработителей, од власти орды, но и придёт время, она сама поработит орду. То есть осколки этой орды, басурманские государства, присоединит их к себе, расширит свои пределы за счёт их территорий.
Дмитрий Володихин:
— Ну и действительно это произойдёт. То, скажем, осколки Золотой орды, Казанское ханство, Астраханское ханство, земли Ногайские, то есть бывшие территории большой орды станут в подчинении русским государям в 16-м веке, позднее пойдёт Сибирское ханство, и в последнюю очередь, уже в 18-м веке, ханство Крымское.
Наталья Иртенина:
— Да, и в основе всего этого процесса, исторического процесса, возвеличивания, расширения, роста и развития Руси — покаяние русского народа, его внутреннее очищение, его внутренняя концентрация духовная.
Дмитрий Володихин:
— Ну что ж, уже в первые годы правления Ивана Третьего, в шестидесятые годы 15-го века, иначе говоря, начинается вооруженная борьба Руси за освобождение. И первая борьба с Казанским ханством, достаточно тяжелая, но завершенная успехом. А впереди видно противостояние с большой Ордой, решающее, с наиболее сильным, смертельно опасным врагом. И надо сказать, что одним из первых сражений, которое было выиграно в этих войнах, сражение близ города Мурома, выиграл его будущий командующий русскими войсками на Угре, князь Даниил Холмский, поэтому сейчас у нас прозвучит прославление города Мурома из оперы современного композитора Анны Ветлугиной «Агриков меч».
Дмитрий Володихин:
— Дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии, Дмитрий Володихин. У нас в гостях знаменитый православный писатель Наталья Иртенина, и мы обсуждаем духовные труды и дни святителя Вассиана Ростовского. Итак, переходя уже от исторического контекста к личности самого святителя, я задаю вам вопрос: Что это был за человек? По характеру своему, вот каковы, скажем так, его основные душевные характеристики, этой личности?
Наталья Иртенина:
— Вассиан Ростовский это, прежде всего, человек очень близкий к великому князю Ивану Третьему. Какое-то время он был его духовником, и по-видимому, оставался в этом статусе до конца своей жизни. И в этом качестве он готовил великого князя Ивана Третьего к великой исторической роли русского самодержца, созидателя новой Руси, единой, сильной, независимой. В каком-то смысле Вассиана Ростовского можно считать учителем Ивана Третьего, который исполнил наставления своего учителя. Это, во-первых. А во-вторых, Вассиан Ростовский был идеологом освобождения Руси от ордынского ига, в своем знаменитом послании на Угру он философски и богословски обосновывает необходимость для Руси победы над ордой, необходимость отпора татарской агрессии, ордынской агрессии. Несомненно, его послание сыграло определённую роль в то время в консолидации русского общества, в укреплении русского общества, в его противостояния врагу.
Дмитрий Володихин:
— Ну вот вы говорите, что святитель Вассиан своего рода духовный наставник великого князя, пастырь неравнодушный с сердцем горячим, но говоря о том, что к стоянию на реке Угре 1480-го года он подошел уже немолодым человеком, с судьбою, которая была на исходе. Всё-таки, думаю, стоит осветить и его предыдущие деяния, его шаги внутри церкви, когда он появился на свет, когда он занял одно из ведущих мест в церковной иерархии Московской Руси?
Наталья Иртенина:
— Родился он где-то в начале 15-го века, точно не известно, родился в окрестностях Ростова великого, но до 1455-го года его судьба неизвестна. В 1455-м году он появляется в исторических источниках в качестве настоятеля Троице-Сергиева монастыря.
Дмитрий Володихин:
— Это, насколько я понимаю, правление великого князя московского Василия Второго, Его сыном станет Иван Третий, и Василия Второго в Троице-Сергиевой обители ждала самая страшная трагедия всей его жизни, именно там Василий Второй был предан его врагам, на какое-то время потерял свободу и был ослеплен.
Наталья Иртенина:
— Я думаю, что Вассиан был насельником Троицкой обители, монахом этого монастыря. Хотя существовала другая версия, что он был постриженником Пафнутия Боровского монастыря, но эта версия была разоблачена ещё, опровергнута ещё в 19-м веке. Так вот, я думаю, что именно при тех событиях, пленение Василия Второго в Троицком монастыре, Вассиан каким-то образом проявил себя, встав на сторону великого князя, пытаясь его защитить. И в дальнейшем Василий Второй, я предполагаю, благодетельствовал этому монаху, видимо, уже в те времена проявлял свои незаурядные личные качества человеческие. И митрополит Иона, и великий князь Василий Второй в согласии назначили его игуменом Троицкого монастыря, в котором он был в течение 11 лет, митрополит Иона доверял ему как самому себе. Однажды даже послал его с внешней политической миссией в Великое княжество Литовское.
Дмитрий Володихин:
— Что от него требовалось?
Наталья Иртенина:
— От него требовалось убедить князей литовско-русских и епископов литовско-русских епархий не отпадать от русской церкви, не уходить в униатский раскол. Тогда единая русская церковь как бы насильственно была поделена на две половины: на московскую митрополию и на киевскую. Киевская в итоге попала под власть греко-католической унии. Вот Вассиан должен был убедить тамошних князей и епископов не впадать в латинскую ересь. Частично ему это миссия удалась. Киевские князья тогда сделали большой вклад в Троице-Сергиеву обитель и обещали быть верными митрополиту Ионе. Митрополиту московскому Ионе.
Дмитрий Володихин:
— Ну здесь все достаточно сложно. Вся полнота унии будет в этих местах только с конца 16-го века. В 15-м — первой половине 16-го века велась борьба за подчинение русской церковной иерархии на этих территориях. Борьба достаточно сложная. Вассиан, насколько я понимаю, сыграл роль как человек, который показывает волю русской церкви, показывает то, что она неравнодушна к своим братьям, которые оказались за литовским рубежом, убеждает их держатся и власти церковной русской, и веры православной. Я не ошибаюсь?
Наталья Иртенина:
— Да, да, так и было.
Дмитрий Володихин:
— Ну вот в данном случае мы говорим о святителе Вассиане как о человеке, который был удостоен высоким доверием и великого князя московского, и митрополита Ионы, и в какой-то момент это доверие возвело его на степень архиерея.
Наталья Иртенина:
— Но сначала в 1466-м году новый великий князь Иван Третий переводит его настоятелем одного из кремлёвских монастырей, а именно, Новоспасского на бору. Это статусный монастырь, домовой великокняжеский.
Дмитрий Володихин:
— И насколько я понимаю, тамошние священники могли быть духовниками великих князей.
Наталья Иртенина:
— Его настоятели по обычаю были духовниками великих князей. И Вассиан соответственно становится духовным отцом Ивана Третьего. Но через год его возводит в архиерейский сан и переводит на Ростовскую кафедру. Видимо, Ивану Третьему был нужен свой человек на Ростовской кафедре, а с Вассианом у него сложились очень хорошие отношения, Близкие, даже можно сказать дружеские. Отношения взаимной приязни и уважения.
Дмитрий Володихин:
— Я вам напомню, что как раз в этот момент происходит поглощение последних остатков когда-то независимого Ростовского княжества в 1474-м году, земли тех князей ростовских, которые сохраняли хотя бы номинальную независимость, были куплены Москвой и перешли полностью под её власть. Конечно, Вассиан должен был смотреть за духовным порядком в тех землях, где происходило эта важная перемена.
Наталья Иртенина:
— Да, предполагают, что он сыграл свою роль в присоединении остатков Ростовского княжества к Москве.
Дмитрий Володихин:
— А если мы говорим о его прозвище, мы ни разу не назвали этого прозвища. В источниках его называют Вассиан Рыло. Кто-то думает, что это, извините, из-за формы носа, а кто-то говорит, что причина тут совершенно иная.
Наталья Иртенина:
— Есть две версии. Во-первых, одна версия, что он любил устраивать пруды, то есть везде, где он обосновывался, в монастырях, на архиерейской кафедре, он велел рыть пруды на окрестной территории. От этого слово — рыть — пошло его прозвище. Вторая версия, что Вассиан Ростовский родился в местечке, точнее, в деревне Рылово, которая существует до сих пор в пределах Ростовского района.
Дмитрий Володихин:
— Ну что же, это возможно. Дорогие радиослушатели, когда мы говорим о временах Московской Руси и впоследствии уже о Московском царстве, мы должны понимать, что в те времена никто никогда не выбирал выражений, не был политкорректным, толерантным, когда надо было охарактеризовать другого человека. Копаешь? Ну будешь рыло. Или нос слишком аж вздёрнут? Тоже может быть рыло. Пожалуйста, вот князь Щербатый, или князь Немой, или князь Бледный, или князь Тараруй, то есть пустой трепач, или некий дурной, от которого идёт целая знаменитая дворянская фамилия Дурново, а этот Хитрой, и от него дворянское фамилия Хитрово, которая впоследствии на французский лад стали именовать Хитроу. Поэтому не думайте, что, пристраивая такое прозвище архиерею и одному из великих людей русской церкви, кто-то таил на него злобу. Обычай был таков: что увидели, то и сказали. Тогда, повторяю, о политкорректности особо не задумывались. Ну вот, если я правильно понял, вторая половина шестидесятых годов — это начало его архиерейского служения, да?
Наталья Иртенина:
— Да, 1467-й год. Ростовская кафедра — это очень обширная епархия. Одна из обширнейших на Руси в то время. И вторая по чести после Новгородской.
Дмитрий Володихин:
— И одна из древнейших, да.
Наталья Иртенина:
— И одна из древнейших. С 11-го века она существует.
Дмитрий Володихин:
— И там полным-полно святых, мучеников за веру, которые проповедовали веру Христову в языческой среде и пострадали за это. Ну, например, знаменитый Леонтий Ростовский.
Наталья Иртенина:
— Да, епископ Леонтий, епископ Исайя, в прославлении епископа Исайи Вассиан принял непосредственное участие, собственно прославлен епископ Исайя был ещё в 12-м веке, Были обретены его мощи, рака стояла в Успенском соборе Ростова в небрежении, в забвении. Вассиан распорядился переложить мощи в новую раку, перенести поближе к иконостасу, написать житие этого святого. Таким образом он возобновил просто почитание святителя Исайи, и Вассиан был первым из ростовских архиереев, кто начал собирать в единое целое ростовских святых, составил ядро будущего собора Ростовских и Ярославских святых, святителя Леонтия, Исайи, Игнатия, которого он прославил, кстати говоря. И сам потом Вассиан Ростовский удостоился войти в этот собор Ростовских и Ярославских святых в 20-м веке.
Дмитрий Володихин:
— Сейчас об этом помнят в основном специалисты по истории церкви, но глядя на судьбу и духовные труды святителя Вассиана надо понимать, что он был деятельным человеком, энергичным.
Наталья Иртенина:
— Очень энергичным.
Дмитрий Володихин:
— И, кстати, если говорить о хронологии его с начала настоятельства, потом архиерейского служения, то видно, что он не мог родиться позднее 1425-го года.
Наталья Иртенина:
— Я думаю, что 15-го. В 1415-м.
Дмитрий Володихин:
— Ну, может быть, 1415-й год, может быть, раньше, то есть можно крепко усомниться в том, что настоятелем Троице -Сергиевой обители мог стать человек, которому было менее 30 лет.
Наталья Иртенина:
— Менее 40.
Дмитрий Володихин:
— Но в те времена немножко иначе относились к возрасту. Так что крайний предел 1425-й год, более разумный, наверное, предел 1415-й, 1410-й год. И надо сказать, что, понимая долготу дней святителя Вассиана надо брать в ум обстоятельства его жизни. Он видел страшные вещи на Руси, он видел набеги, которые производили ордынцы на русскую землю при Василии Втором. Ему рассказывали, если только он не видел ребёнком, ему рассказывали, как когда-то Едигей осаждал Москву, как подвергся сожжению великий град Владимир, как под самой Москвой оказывались ордынцы и как великий князь московский оказался в Ордынском плену. Это была страшная ситуация для всей Руси, катастрофа. Вот вы употребили слово государственная катастрофа. Да, действительно. Иго — это было что-то вроде государственной катастрофы, растянутой на два с половиной столетия. Вы абсолютно правы в этом. И надо сказать, что святитель Вассиан, надеясь на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, конечно же, когда при Иване Третьем создалась ситуация, что можно сбросить ордынское иго, активно выступил именно в пользу этого шага. Сейчас мы с вами поговорим о том, как это произошло, собственно обстоятельство стояния на Угре и создание знаменитого послания святителя Вассиана Ивану Третьему. Но прежде мне хотелось бы напомнить, что это светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я Дмитрий Володихин, мы, буквально, на минуту прерываем нашу беседу, чтобы вскоре вновь встретиться в эфире.
Дмитрий Володихин:
— Дорогие радиослушатели, это светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии Дмитрий Володихин, у нас в гостях замечательный православный писатель Наталья Иртенина. Мы обсуждаем судьбу и духовные труды святителя Вассиана Ростовского. И мы подошли наконец к главному делу его жизни, созданию послания на Угру 1480-го года. Собственно, прошу вас, обрисуйте ситуацию, Наталья Валерьевна.
Наталья Иртенина:
— Весна-лето 1480-го года — это нашествие войск хана Ахмата на Русь, который дошел до Окского рубежа, до рубежа реки Оки, пытался её перейти в брод, там это не получилось, войска русские не пускали, он перешёл западнее к реке Угре, пытался и так перейти, и так перейти, но его не пустили. Это событие лето-осень 1480-го года. Пик событий пришелся на осень: сентябрь и октябрь. И вот в конце сентября Иван Третий внезапно возвращается в Москву с берега Оки, где он стоял с войсками.
Дмитрий Володихин:
— В то время, как основные боевые силы перешли на реку Угру и стояли там уже под командованием его сына Ивана Молодого и князе Холмского. Вот хотелось бы напомнить, что Угра не столь полноводна как Ока, и там прорыв мог быть осуществлен легче нежели через водное пространство Оки.
Наталья Иртенина:
— Иван Третий должен был решить в Москве несколько военно-политических вопросов важных, и он с малой свитой возвращается в Москву в конце сентября, никому ничего не объяснив. И население Москвы встретило его в страхе, никто не понимал, почему князь вернулся? С малой свитой, никого не предупредив, все решили почему-то, что князь струсил, сбежал, бросил войско на произвол судьбы. И сейчас за ним уже придут татары. Грабить и жечь в Москву. Это вызвало в Москве ужас, панику. Ивана Третьего встречает в Кремле духовенство. И Вассиан Ростовский как его духовник, как его духовный отец бросает князю в лицо резкие обличительные слова, называет его беглецом, чуть ли не трусом, укоряет его, уязвляет его совесть. Говорит: «Я старик, дай мне в руки оружие, я пойду биться с татарами». Наверное, ни от кого другого Иван Третий не потерпел бы таких резких слов, но от своего духовника, видимо, он много ему прощал, много от него терпел, потому что Вассиан был человек прямой, рубил правду-матку с плеча.
Дмитрий Володихин:
— Ну об Иване Третьем говорили, что он встречу любил. То есть он терпел, когда с ним спорили, хотя он великий князь, и не терпел, когда с ним спорили уже после того, как он принял решение. А тут всё-таки пастырь, наставник духовный.
Наталья Иртенина:
— Да, уже в этой ситуации Вассиан проявил себя как бескомпромиссный борец и пламенный радетель за Отечество. Ситуация разъяснилась. Иван Третий объяснил для чего он в Москве. Организовал оборону Москвы. Было примирение с братьями.
Дмитрий Володихин:
— Мы позже вот об этом сюжете, о примирении с братьями поговорим, в нём также святителя Вассиан принял участие. Но сейчас вернёмся к Ивану Третьему.
Наталья Иртенина:
— Да, через несколько дней Иван Третий уезжает обратно к войскам и дает принародное обещание после молебна в Успенском соборе стоять крепко за Отечество. То есть духовенство могло быть уверено, что Иван Третий не подведёт. И каково же было их удивление, тревога, когда через пару недель до Москвы стали доходить слухи, что вроде как князь опять дает слабину, опять поддается малодушию, вступил в переговоры с ханом Ахматом, униженно просит его о мире, умоляет.
Дмитрий Володихин:
— Все помнят, что ещё в Москве к нему подступались бояре и говорили: великий князь, надо уступить, может быть, вообще уехать из Москвы или опять принять на себя дань. То есть были настроения не только в пользу борьбы за землю и веру, но и в пользу, скажем, таких осторожных, но до крайности малодушных решений.
Наталья Иртенина:
— Да, пораженческие настроения были распространены в столице, к сожалению. И Вассиан это знал, и надо было как-то этому противостоять. Он немедленно берётся за перо и пишет свое знаменитое послание на Угру. Довольно пространный текст, очень пламенный, очень вдохновенный. И начинается он, я зачитаю просто: «Благоверному и христолюбивому, благородному и Богом венчаному, Богом утверждённому, в благочестии во всех концах Вселенной воссиявшему, самому среди царей пресветлейшему и преславному государю нашему всея Руси великому князю Ивану Васильевичу». Вот уже из такого пышного титулования видно, какую ответственность возлагает Вассиан Ростовский на великого князя.
Дмитрий Володихин:
— В сущности, Вассиан говорит: ты царь православный, какие цари были в Константинополе, теперь ты таков, и за всю веру и православные земли ты сейчас перед Богом отвечаешь.
Наталья Иртенина:
— Да, ты ответчик за всю Русь, за весь народ, за всю землю и ты, государь, не имеешь права бросить оружие и бежать куда-то, стать изгнанником, потому что собственно бежать-то тебе некуда. Бежать некуда. Позади Москва — Новый Рим, Второй Царьград, новый центр мирового православия, потому что все другие православные державы уже захвачены, покорены басурманами или агарянами. Здесь имеется в виду турецкая экспансия. Таким образом, Русь остается единственной православной державой в мире, сохранившей свою государственность, и она должна сохраниться, Должна спастись от этой угрозы татарской, ордынской.
Дмитрий Володихин:
— И в этом смысле святитель Вассиан человек, который говорит о необходимости политического действия, даже военного действия ради веры, ради её сохранения и ради её торжества.
Наталья Иртенина:
— Да. Он приводит в пример Ивану Третьему даже языческих князей, князей языческой поры киевских, Игоря, Святослава, Владимира до его крещения, которые защищали, обороняли русскую землю.
Дмитрий Володихин:
— Уж если даже они, даже язычники выполняли свой долг.
Наталья Иртенина:
— Да. С христианского-то государя спрос побольше будет у Бога. И если христианский государь ничего не сделает, бросит оружие, поднимет руки вверх, оставит свою землю на разорение врагу, то тем самым он погубит собственную душу. Вассиан напрямую связывает дело спасения Руси со спасением души великого князя.
Дмитрий Володихин:
— И надо сказать, что у него были очень серьезные основания для этого. Буквально, за несколько лет до стояния на Угре, во второй половине 1470 годов пали столицы двух больших православных держав. Имеется в виду Трапезундской империи и княжества Феодоро в Крыму. Об этом в Москве знали не только от беженцев, но и по дипломатическим каналам, у торговцев, и, конечно же, в Москве предполагали, что натиск орды может привести к падению державы в целом, а не просто к её разорению.
Наталья Иртенина:
— И тут ещё один пример, который приводит Вассиан, образец православного государя, который защищал свою землю, это Дмитрий Донской, Вассиан восхищается его подвигом, когда Дмитрий Донской повёл свое войско навстречу врагу, сам рубился мечом с врагом, сам был ранен, то есть пострадал в бою до крови. И вот этот идеал он представляет правнуку Дмитрия Донского Ивану Третьему, что ты должен действовать точно так же, ты должен совершить этот жертвенный подвиг.
Дмитрий Володихин:
— Иди и сражайся.
Наталья Иртенина:
— Иди, сражайся. Но прежде всего, тебе следует покаяться. Следует укрепиться верой, молитвой, призвать на помощь Бога и Богородицу, и тогда Господь дарует тебе победу. Потому что правда на твоей стороне, государь.
Дмитрий Володихин:
— То есть полагаться надо на Господа Бога, а не на количество войск, не на богатство казны, на милость Царя Небесного.
Наталья Иртенина:
— Да, если великий князь все это сделает, то Бог дарует ему победу, дарует победу русскому войску. И в награду великому князю Бог даст ни много ни мало русское царство.
Дмитрий Володихин:
— Вот на этом месте стоит остановиться и поговорить. Царством воспринимали тогда прежде всего державы, Болгарскую, Сербскую и, в первую очередь, Константинопольскую империю, там был истинный царь, его нет, Трапезундской империи истинный царь — его нет, Князь Феодоро — его нет, поэтому во всей вселенной один претендент на то, чтобы быть истинным царем — это Иван Третий.
Наталья Иртенина:
— Да, Вассиан пишет: «И тогда непоколебиму и безупречную царскую власть даст тебе Господь Бог в руки твои, Богом утверждённый государь. И сыновей сынов твоих в род и род и во веки». Здесь Вассиан проводит такую параллель, очень красивую аналогию, как каждый христианин, побеждая грех, обретает, в конце концов, Царство Небесное, так и великий князь, поборов в себе грех малодушия и положась на Бога и победив безбожного хана Ахмата, которого Вассиан называет слугой сатаны, мысленным волком, Иван Третий в результате обретёт царство земное. То есть параллель обретения Царства Небесного в борьбе с грехом и обретение царства земного тоже в борьбе с грехом, с бесами, по сути, с безбожными агарянами. Вот это очень красивый образ, мне кажется.
Дмитрий Володихин:
— Да, этот образ памятный, и в русской литературе послание на Угру святителя Вассиана получило широкое распространение, мы видим его во многих летописях. Дорогие радиослушатели, мне хотелось бы напомнить вам, что первым среди воевод, стоящих на Угре был князь Даниил Холмский и под его командованием, и в качестве живого знамения под командованием наследника престола князя Ивана Молодого была осуществлена победа в стоянии на Угре. Поэтому сейчас в эфире прозвучит отрывок из музыки Михаила Ивановича Глинки, написанной к исторической трагедии «Князь Холмский».
Звучит музыка.
Дмитрий Володихин:
— Дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это светлое радио, Радио ВЕРА в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я Дмитрий Володихин, у нас в гостях знаменитый православный писатель Наталья Иртенина, мы обсуждаем судьбу и духовный подвиг святителя Вассиана Ростовского и главное в его жизни — создание послания на Угру в 1480-м году, связано оно было с тем, что он хотел ободрить, наставить на путь истинный и вернуть мужество великому князю Ивану Третьему, подозревая, что тот пал духом, заведя переговоры с Ахматом. Но здесь, это так сказать, сложные отношения двух великих сильных личностей, до какой степени Иван Третий действительно был малодушен в этот момент и до какой степени послание обращено только к нему, это два вопроса, над которыми историки и публицисты дискутируют. Вот ваше мнение.
Наталья Иртенина:
— Ну на самом деле, никакого малодушия Иван Третий не проявлял. С его стороны эти переговоры с ханом Ахматом, готовность к уступкам со стороны великого князя, это была просто хитрая тактическая игра. Он тянул время, выжидая, когда наступит зима, татары уже будут измотаны этим осенним стоянием. То есть это такой хитрый ход со стороны князя. Хитрый дипломатический ход.
Дмитрий Володихин:
— Да, но он не привык кому-то разъяснять свою волю, свое решение. В политическом отношении это был гений стратегии, гроссмейстер больших игр на доске политики и войн. Другое дело, что, рассчитывая свои шаги вперёд на 40 — 50 ходов, он, разумеется, ни с кем не делился теми методами и теми способами, которыми он будет разрешать стоящую перед ним проблему.
Наталья Иртенина:
— Да, а что касается адресации послания на Угру. Действительно можно предполагать, что адресатом её был не только Иван Третий, но Вассиан обращал свои слова и пламенные речи к более широкому кругу аристократии русской и московской.
Дмитрий Володихин:
— Да просто воинам даже.
Наталья Иртенина:
— Да, русскому войско. Потому что, я уже сказала, довольно широкое распространение получила пораженческая точка зрения, что великому князю стоит покориться хану, сложить оружие, выплачивать снова дань. Вероятно, среди бояр, аристократов было немалое количество людей, которые просто боялись нового татарского разорения, боялись, что русское войско не выдержит их натиска, и земли русские будут разорены, в т.ч. собственные вотчины пострадают. Летописцы называют таких злых советчиков князя «сребролюбцами брюхатыми и богатыми, потатчиками басурманскими».
Дмитрий Володихин:
— Называют даже два имени: и Ощер и Мамон, и любопытно, Мамон — это ведь брюхо, это большой живот.
Наталья Иртенина:
— Да, и чтобы разбить такие пораженческие толки Вассиан обращает свое послание на Угру.
Дмитрий Володихин:
— То есть, воины бейтесь, знайте, что церковь православная благословляет вас, что церковь православная желает от вас не уступок и не отступления, а честного боя с противником, который пришел, чтобы нас поработить, разрушать наши храмы, отобрать нашу веру.
Наталья Иртенина:
— Да, знайте, что вы правы, что Бог на вашей стороне, и что вы победите.
Дмитрий Володихин:
— Да, вот это было очень важно. Духовное наставничество Вассиана памятно, оно стало едва ли не более знаменитым чем роль Ивана Третьего в этом противостоянии как стратега и роль князя Холмского как тактика, в конце концов, добившегося успеха. Ахмат отступил. Но надо вспомнить о том, что святитель Вассиан Ростовский ведь не только пером способствовал победе на Угре. Он был использован Иваном Третьим как своего рода дипломатом в сложном, крайне запутанном деле противостояния Ивана Третьего и двух его мятежных братьев: Андрея Большого и Бориса Волоцкого.
Наталья Иртенина:
— Зимой 1480-го года, в феврале, младшие братья великого князя отложились от него. Увидев его действия обиды в свой адрес, то есть обидевшись на своего старшего брата, они отступили от него, собрали свои семьи, свои войска удельные и выступили из своих удельных столиц к западным границам Руси. Сначала на земли Новгородчины, потом Псковщины, поближе к границам Литовского княжества, где они намеревались вступить в переговоры с польско-литовским королём Казимиром.
Дмитрий Володихин:
— Мало того, они вступили и даже попросили покровительства и защиты с его стороны. То есть Казимир — то был союзник Ахмата и враг Ивана Третьего. Фактически, то, что тогда происходило, напоминало государственную измену.
Наталья Иртенина:
— Ситуация была тревожной, потому что эта вражда могла перерасти в новое междуусобье, в новое кровопролитие на Руси. Для начала Иван Третий прибегает к дипломатическим средствам. Он не хотел идти на уступки братьям, и сначала отправляет к ним боярское посольство. Боярское чисто по составу, которое окончилось ничем. И следующие два посольства к братьям Иван Третий отдает в руки Вассиана Ростовского. То есть Вассиан возглавляет эти два посольства, два поочередных посольства. В первый раз ему удалось уговорить младших братьев князя хотя бы начать переговоры с великим князем, и те отправили своих послов в Москву. Иван их выслушал и отпустил ни с чем, потому что, повторяю, он сначала не хотел идти на уступки. То есть со стороны Ивана Третьего тоже была какая-то жёсткость.
Дмитрий Володихин:
— Непримиримость.
Наталья Иртенина:
— И, видимо, церковные иерархи: Вассиан, митрополит Геронтий, и мать великого князя инокиня Марфа настаивали на том, чтобы Иван Третий продолжил переговоры с братьями и пошёл на какие-то уступки. Иван Третий действительно несколько уступил, пообещал одному из братьев какой-то город небольшой.
Дмитрий Володихин:
— И действительно, земли, обещанные Иваном Третьим впоследствии, уже после того, как гроза миновала, были пожалованы. Действительно уступка состояла в очень серьезном пожаловании земельных владений.
Наталья Иртенина:
— И Вассиан он просто горит желанием исполнить как можно лучше свою миссию. Ну дорога до Великих Лук в апреле длилась почти месяц по весенний распутице, для старика его лет, то есть ему уже за 65, такой путь был для него большим испытанием.
Дмитрий Володихин:
— И честно говоря, путь-то небезопасный, потому что отношение братьев могло быть любым к представителю враждебного на тот момент великого князя.
Наталья Иртенина:
— Да, и очередные переговоры длились, буквально, один день, два, Вассиан просто не дал себе отдыха, и не добившись ничего от братьев, к сожалению, опять, тут же пустился в обратный путь. Вот это говорит о том, что он просто горел.
Дмитрий Володихин:
— Ну не совсем не добившись, всё-таки переговоры начались, приоткрылась возможность хоть как-то закончить этот конфликт, Вассиан не напрасно ездил. Просто он сам лично, без великого князя, решить ничего не мог, он мог только пообещать, что это решение возможно и призвать к нему.
Наталья Иртенина:
— Примерно дней за 10 он возвращается из Псковской земли, из Великих Лук, по-моему, в Москву, что для тех времён очень быстро. И вот эти три посольства просто измотали его, и он чуть ли не слёг в болезни. В Москве его ждало приглашение на собор епископов для избрания Коломенского владыки, и он пишет митрополиту, что «не могу по своей немощи быть на этом соборе, отдаю свой голос собратьям».
Дмитрий Володихин:
— Архиереям русским. Ну что же.
Наталья Иртенина:
— Но, в конце концов, в конце сентября 80-го года Вассиан всё-таки ещё раз поучаствовал в примирении, в переговорах между великим князем и его младших братьев, примирение всё-таки состоялось, умолило духовенство великого князя пойти на уступки более существенные. Иван Третий пошёл на эти уступки.
Дмитрий Володихин:
— И полки братьев вышли на угорский рубеж. То есть некоторые историки сейчас вообще уверены, что ликвидация этого конфликта и выход войск братьев на Оку был решающим или одним из решающих факторов, для того чтобы Ахмат уступил и отошел, устрашившись русским единством. Не знаю, насколько это правда, но то, что единство в Москве было установлено — это, конечно, чрезвычайно важный политический фактор, духовенство здесь сыграло немаловажную роль, а в первую очередь, именно святитель Вассиан.
Наталья Иртенина:
— Вассиан Ростовский сыграл в этом деле роль миротворца. Мне кажется, он вообще сознательно подражал пути Сергия Радонежского, как духовного пастыря, как миротворца, как человека, который благословил князя Дмитрия Донского на борьбу с татарами. И Вассиан Ростовский действовал точно так же в русле Сергия Радонежского. Он выступает миротворцем, выступает миролюбцем, благословляет не единожды великого князя на противостояние орде.
Дмитрий Володихин:
— И даже благословляет требовательно. Ну вот, дорогие наши радиослушатели, время нашей передачи постепенно подходит к концу, осталось уже немного, я хотел бы, чтобы вы посмотрели так сказать с высоты птичьего полёта на жизнь этого человека: святителя Вассиана Ростовского, за ним много славных дел, это и канонизация Ростовских святых, и наставничество в отношении Ивана Третьего, в том числе и создание знаменитого послания на реку Угру 1480-го года, которое сохранится в памяти русских людей, пока Русь стоит. Это и участие в переговорах, которые всё-таки, в конце концов, поставили точку в конфликте между великим князем и его братьями. Но силы этого этого уже немолодого человека были истощены, и вскоре он ушел в могилу.
Наталья Иртенина:
— Да, и перед смертью он совершил ещё одно деяние, он заказал на свои деньги, на деньги архиерейской казны ростовской иконостас нового Успенского собора, собора, построенного венецианцем Аристотелем Фиораванти.
Дмитрий Володихин:
— В Москве.
Наталья Иртенина:
— Того самого собора, которым мы до сих пор любуемся. Полтора года назад до этого собор был освящен, но, видимо, все это время стоял с временным каким-то иконостасом, и Вассиан на свои деньги, повторяю, заказывает знаменитейшему, искуснейшему иконописцу того времени Дионисию иконостас новый, который и был выполнен артелью иконописцев во главе с Дионисием, который позднее прославился своими... ну мы знаем его в основном по знаменитым фрескам Ферапонтова монастыря.
Дмитрий Володихин:
Да, от него осталось не так много памятников, но то, что мы знаем, блистает своим великолепием.
Наталья Иртенина:
— К сожалению, этот иконостас до нас не дошел.
Дмитрий Володихин:
— Он погиб в пожарном разорении. Ну а что касается святителя Вассиана, то он всё-таки дал возможность на протяжении нескольких десятилетий приходить кремлёвским жителям к иконостасу, отмеченному гением Дионисия. Когда ушел из жизни святителя Вассиан?
Наталья Иртенина:
— 23 марта 1481-го года. В Ростове он скончался и был похоронен в Ростовском Успенском соборе.
Дмитрий Володихин:
— Таким образом от успеха на Угре 1480-го года и до окончания срока земного святителя Вассиана отделяет менее полугода.
Наталья Иртенина:
— Да, видимо, события, нашествие татар, вот эта вся бурная осень 80-го года, не менее бурная весна с этими дипломатическими посольствами отняли у него слишком много сил.
Дмитрий Володихин:
— Истощился духовно и физически, ему стало тяжело.
Наталья Иртенина:
— Отдал все силы.
Дмитрий Володихин:
— Ну что же, дорогие радиослушатели, мы с вами сегодня попрощаемся дважды, но прежде всего мы вас призовём помнить этого замечательного человека святителя Вассиана Ростовского. Прошу вас помнить, что сегодня вас просвещала Наталья Иртенина, замечательный православный писатель, от вашего имени благодарю её, и, с одной стороны, настало время мне сказать: «спасибо за внимание, до свидания», а с другой стороны, после нас двоих с вами попрощается ростовский звон, замечательные колокола, пускай они прозвучат сейчас в память о святителе Вассиане Ростовском. До свидания.
Наталья Иртенина:
— До свидания.
Все выпуски программы Исторический час
Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Какой русский не любит быстрой езды! — восклицал Николай Васильевич Гоголь в повести «Мёртвые души».
Я по аналогии спрошу: Какой русский писатель не любит придумывать новые слова.
Николай Карамзин подарил нам существительные «промышленность» и «будущность». Салтыков-Щедрин — ввел в обиход слово «головотяп», новые слов были и у Пушкина, и у Достоевского. А уж в XX веке русский словарь обогатился авторскими неологизмами Маяковского, Есенина, Мандельштама и многих других прекрасных поэтов.
Новая лексика появляется в языке двумя способами: с помощью заимствования из других языков или путём словообразования из существующих частей речи. То есть создания новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Вот, например, чудесные стихи Осипа Мандельштама:
Быть может, прежде губ уже родился шёпот
И в БЕЗДРЕВЕСНОСТИ кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
Осип Эмильевич взял слово «древесность», которое уже существовало в словаре Даля, и прибавил к нему приставку.
Большое количество неологизмов придумал поэт Владимир Маяковский. Многие из нас помнят его «серпастый, молоткастый» паспорт.
Маяковский любил придумывать новые глаголы:
Оплясывать, омолниить, испешеходить, извеселить..
Или, например, вспомним такие его стихи:
Оркестр чужо смотрел, как
ВЫПЛАКИВАЛАСЬ скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
ВЫЛЯЗГИВАЛА:
«Что это?»
«Как это?»
А какие поэтичные неологизмы создавал Сергей Есенин:
Молочный дым качает ветром сёла,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей весёлой,
Вцепивши в руки жёлтый КРУТОСКЛОН
Да, немногие авторские неологизмы в итоге входят в наш повседневный лексикон, большинство остается на страницах книг. Однако игра писателей со словообразованием говорит о мощном потенциале русского языка.
Читая стихи, мы вместе с авторами участвуем в творчестве, знакомимся с необычным звучанием новых слов, развиваем языковой кругозор. А можно и самим попробовать придумать неологизм.
Берите прилагательное, добавляйте суффикс или приставку — и готово. Например, так:
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Получить Рождественский онлайн-путеводитель от «Клевер Лаборатории»
«Клевер Лаборатория» — один из проектов Радио ВЕРА, который помогает педагогам и родителям говорить с детьми о традициях, ценностях, религиозной культуре живо и современно.
В преддверии Нового года и Рождества Христова команда «Клевер Лаборатории» подготовила семейный онлайн-путеводитель. Он поможет разобраться в новогодних и рождественских традициях, а также в понятной форме рассказать детям о сути Рождества. На страницах путеводителя читатели найдут подборки интересных книг и фильмов, идеи для совместного семейного досуга и многое другое, что наполнит праздничные дни радостью и смыслом.
Юлия Селюкова, руководитель проекта «Клевер Лаборатория», поделилась с нами своей историей празднования:
«До 4 класса моё девство было советское. Каждые каникулы меня отправляли к бабушке, и 8 или 9 января она собирала моих троюродных братьев и сестёр, друзей и устраивала детский праздник. У нас были всякие игры, конкурсы и особенное угощение, и так вплоть до подросткового возраста. Ещё с 1 по 7 января в валенке для меня лежали подарки. Самые значимые я находила 1 и 7 числа, а в промежутке мандарин или конфету. Я удивлялась, почему мы так поздно празднуем Новый год. А гораздо позже узнала, что это вовсе не Новый год с опозданием, а Рождество Христово. Те детские праздники я вспоминаю с теплом и стараюсь сделать новогодние и рождественские дни особенными для своей семьи».
Команда проекта «Клевер Лаборатория», вдохновлённая личным опытом, подготовила семейный онлайн-путеводитель, который поможет вам сделать праздничное время весёлым, тёплым и запоминающимся. Поддержите выпуск путеводителя, сделав любой благотворительный взнос, и получите издание по электронной почте со 2 по 25 декабря. Узнать об этом больше можно на сайте «Клевер Лаборатории»: https://news.clever-lab.pro/christmas/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послание апостола Павла к Филиппийцам ». Священник Дмитрий Барицкий
У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о послании апостола Павла к Филиппийцам: об истории написания, главных мыслях и о том, чем оно важно для нас сегодня.
Все выпуски программы Светлый вечер