Картина «Весёлая минутка» вызывает улыбку, радость и даже желание танцевать! Эта работа сыграла особую роль в судьбе художницы Антонины Ржевской, которая была одной из двух женщин-участниц товарищества передвижных художественных выставок.
— Владимир Николаевич, какой вы радостный сегодня, прямо светитесь!
— Это всё картина Антонины Ржевской «Весёлая минутка»! Я уже решил, Маргарита Константиновна: если взгрустнется, буду вспоминать, как любовался ею здесь, в Третьяковской галерее. Хорошее настроение обеспечено!
— Да, работа талантливой художницы заражает задором. Казалось бы — простая житейская сценка. Столярная мастерская: повсюду рассыпаны опилки, на стенах висят инструменты. Мальчик лет двенадцати осваивает семейное ремесло — видите, на нём рабочий фартук. И одновременно присматривает за младшим братом. Подросток решил поиграть трёхлетнему карапузу на гармошке, а тот стал приплясывать!
— Да что там карапуз, даже дедушка не удержался и тоже пустился в пляс!
— Дед прямо в тулупе начал выделывать коленца! Он, видимо отлучался куда-то по делам и только что вернулся. Увидел, как внуки веселятся, и умилился. Прямо слышу, как он напевает старинную шуточную песню: «Барыня-барыня, сударыня-барыня!».
— Старый мастер знает: делу — время, потехе — час!
— И учит внуков ценить этот час. Важно находить в жизни отдохновение, тогда и работа не будет в тягость. И такие вот минуты, когда близкие вместе веселятся, очень питательны для души. Они исцеляют усталость.
— Даже от созерцания такой веселой минутки становится светлее на сердце. Художнице удалось ухватить счастливый момент отдохновения от трудов праведных!
— Она знала цену работе. В доме Ржевских не было роскоши. Родители Антонины Леонардовны — помещики из Тверской губернии, разорились вскоре после отмены крепостного права. Так что домочадцам приходилось трудиться, у каждого были свои обязанности. А Антонина к тому же не любила праздности. Всё свободное время она отдавала рисованию.
— Ну, всё же рисование — это скорей отдых, чем труд!
— Не могу согласиться. В любом деле, чтобы чего-то добиться, приходится преодолевать себя, прилагать усилия. А Антонина Ржевская многого достигла в живописи. Так, картину «Весёлая минутка», перед которой мы с вами стоим, называли украшением двадцать пятой выставки товарищества передвижных художественных выставок. Как вы помните, в конце девятнадцатого — начале двадцатого века было такое объединение русских художников.
— Помню, конечно. И удивлён, что среди них были женщины!
— За всю историю товарищества передвижников в нем состояли всего две представительницы прекрасного пола — Эмилия Шанкс и Антонина Ржевская.
— Должно быть, для милых дам это было почётно!
— Не совсем так! Для дворянки считалось приличным хорошо рисовать, но не быть профессиональной художницей. Некоторые родственники пеняли Антонине Леонардовне, что она роняет честь семьи. Из-за этого Ржевская даже попросила не указывать авторство картины «Весёлая минутка» в каталоге выставки передвижников, работа была представлена там просто под номером 264. Отношение родственников к художнице смягчилось лишь после того, как в 1897 году коллекционер Павел Третьяков приобрёл ее полотно для своей галереи.
— Значит, «Весёлая минутка» сыграла особую роль в жизни Ржевской!
— И сама Антонина Леонардовна так считала. У неё дома висела фотокопия картины с надписью: «Оправдание моей деятельности».
— А в чём Ржевская видела оправдание? В известности?
— В том, что её работы приносят радость. Именно за это люди полюбили картину «Весёлая минутка». В Третьяковской галерее перед ней всегда собираются посетители и улыбаются — вот как вы сегодня.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.