Часто супруги, которые становятся ещё и коллегами, ссорятся из-за работы, а порою даже расстаются. Однако актёр и клоун Юрий Никулин почти полвека счастливо прожил со своей женой Татьяной, которая была его партнёром по цирковым номерам.
Когда молодая Татьяна после школы поступила в сельскохозяйственную академию, у неё появилось очень редкое для советских времён увлечение – конный спорт.
Однажды на конюшню, где она занималась, пришёл знаменитый в те годы клоун Михаи́л Румя́нцев, более известный под именем Карандаш – он искал лошадь для нового номера. Ему понравилась карликовая лошадка по кличке Лапоть. Артист попросил обучить её нескольким трюкам, а потом привести к нему в цирк.
Среди тех, кто ухаживал за животным, была и Татьяна. Ей стало интересно: что ждёт её любимца в цирке? И она с подругами повезла лошадь к Карандашу. Однако клоун в тот момент отсутствовал, и вместо него девушек принял его помощник, назвавшийся Юрием Никулиным. Молодой весёлый мужчина понравился Татьяне. Чтобы скрыть смущение, она со всей строгостью стала его спрашивать, как будут обращаться с её питомцем и не опасны ли для него цирковые трюки. Чтобы девушка увидела всё собственными глазами, Юрий пригласил её на следующий спектакль.
Придя на представление, она никак не могла дождаться, когда же появится молодой помощник Карандаша. Когда он, наконец, вышел на арену, Татьяна ахнула: Юрий скакал на коне, выполняя невероятные трюки. Номер был опасный, но хорошо отработанный, и всё должно было пройти как по маслу. Но вдруг Юрий почувствовал, что зацепился за что-то ногой и не может принять правильное положение тела. Лошадь внезапно взбрыкнула, Никулин почувствовал, что падает, а потом наступила темнота.
Очнулся он в больнице, над ним, заламывая руки, плакали его мать и Татьяна, взволнованно ходил с места на место Карандаш. Оказалось, что Юрий упал с коня, и тот ударил его копытом. Травма могла быть смертельной, но артисту повезло – он отделался парой сломанных рёбер и сотрясением мозга. Никулин как будто бы совсем не расстроился – такая уж работа! – но перепуганной Татьяне отчего-то казалось, что это она во всём виновата. Она стала приходить к нему каждый день, принося домашнее печенье и развеивая скуку больничных дней своей улыбкой. Когда Юрию пришло время выписываться, они с Татьяной поняли, что полюбили друг друга…
А через несколько месяцев, в мае 1950 года, состоялась свадьба. Оправившись после травмы, Никулин вернулся в цирк. Юрий часто ездил на гастроли и тосковал по жене. Грустила без него и Татьяна. Супруги не хотели расставаться даже на несколько дней, но как же быть с работой? Тогда Никулина озарила идея: он решил задействовать жену в одном из номеров. Татьяна прекрасно справилась с ролью и, в конце концов, стала постоянной спутницей мужа на его выступлениях. Теперь супруги ездили на гастроли вместе и были счастливы.
Скоро Юрия пригласили сниматься в кино. После выхода «Операции “Ы”», «Кавказской пленницы» и других фильмов популярность Никулина резко возросла. Однако ему не нравилось, что теперь поклонники отнимают у него драгоценное время от общения с женой и сыном, которых он и так слишком редко видел из-за работы. Каждую свободную минуту он старался проводить с Татьяной и Максимом – самыми любимыми на свете людьми.
Юрий и Татьяна прожили вместе 47 лет. У них часто спрашивали: как им удавалось не ссориться из-за работы. Однако секрет их семейного благополучия был очень прост. Каждый раз глядя на Татьяну, Юрий видел не только коллегу, а любимую жену, а Татьяна помогала не просто сотруднику цирка, а мужу – своей второй половине.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 94 зач., VII, 1-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Как часто мы поступаем не по любви, а исходя из желания сделать что-то в пику другому человеку или жизни как таковой! Кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то превзойти, за чей-то счёт самоутвердиться. И от всего перечисленного нам становится плохо, тоскливо и очень одиноко. Об этом пишет, в частности, апостол Павел в своём послании к христианам Рима. Отрывок из 7-й главы послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Прозвучавший текст, безусловно, требует разъяснения. И с богословской, и с исторической точек зрения. Апостол Павел, принадлежа к еврейской среде, проповедовал, тем не менее, не только иудеям, но и язычникам. В задачу апостола входило объяснить и тем, и другим, в чём состоит смысл искупительной жертвы Христовой. В конечном счёте, апостол обращается к образу смерти как явления, абсолютно понятного каждому человеку. В чём же состоит значение смерти? Оно (это значение), с точки зрения Павла, не сводится исключительно к горю утраты. Смерть может проявить себя и как освобождение. Не только от каких-то общественных обязательств.
Христос, умерев и воскреснув, подаёт человеку свободу от власти мира, который во зле лежит. Христианину, верящему в бессмертие души и грядущее воскресение мёртвых, нечего бояться. Чудо Пасхи становится источником удивительной храбрости и неиссякаемой радости. А ещё Христово учение открывает для нас удивительную перспективу бытия, которую закон Моисея дать был не в состоянии. Поэтому Павел и противопоставляет Ветхий завет Евангелию, говоря, что прежняя религия была причиной тех или иных духовных бед.
Неужели Павел полагает, что закон Моисея плох? Нет. Речь об ином. Ветхий завет строится на запретах. В нём фактически не было никакой перспективы духовного возрастания, и возможности настоящего покаяния тоже не существовало. Потому даже праведники древности вынуждены были в печальном смысле смиряться перед совершёнными ошибками, не имея никакого средства избавления от греха. Искупительная жертва Христа не просто освободила людей от власти зла.
Спаситель вознёсся на Небо и не закрыл этот путь для тех, кто с ним в Таинстве Крещения соединился. Теперь важны не столько запреты и ограничения, а жертвенный, возвышенный подвиг служения любви. Любви к Богу через любовь к людям. При таком понимании ветхозаветные заповеди из вершины превращаются в фундамент, опираясь на который, мы призываемся Христом к творчеству духа. А именно — к построению в сердце обители нашей верности, жертвенной преданности Богу. И при таком подходе становится понятно, что христианское представление о святости, праведности значительно превосходит всё то, что мог бы предложить ветхозаветный закон.
И ещё один немаловажный аспект. Когда-то ветхозаветный закон представлял собой точку опоры для противостояния древнего Израиля с языческим миром. Но ко времени Христа это здоровое противостояние праведности греху прошло через обидную метаморфозу, превратившись скорее в самопревозношение и даже презрение — ветхозаветных иудеев к идолопоклонникам. Но, как известно, даже самая великая праведность без любви к Богу и людям превращается в нечто тёмное, Господу неугодное. Вот почему евангельское учение Христа Спасителя было просто необходимо — и эллинам, и иудеям. Ведь прежнее положение дел себя изжило и настало время для завета Нового — не менее чистого и принципиального, чем Ветхий, но имеющего под собой в качестве основания не гнев, но любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны и о развитии военной техники, в частности о танкостроении.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
- «Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев
- «История Киева». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Личная история». Наталья Дмитриевская

Гостьей программы «Вечер воскресенья» была член Общественной палаты Российской Федерации, сопредседатель международной общественной организации «Союз православных женщин», член совета фонда «Жизнь как чудо», многодетная мама Наталья Дмитриевская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере и о том, как в тяжелых жизненных ситуациях ей удавалось сохранять надежду на Бога и видеть во всём Его Промысел.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья