1 Кор., 136 зач., VI, 20 — VII, 12.
Глава 6.
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Глава 7.
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ряд замечательных рекомендаций о семейной жизни предлагает нам сегодня апостол Павел.
Начинает он с того, что устанавливает некую максиму: хорошо было бы, если бы мужчина не касался женщины, но все свои силы посвятил служению Богу. То же самое он говорит и о женщинах, которые овдовели. Хорошо, если бы они посвятили себя служению. Однако дальше продолжает: но учитывая то, что кому-то это не под силу, лучше вступать в брак, чтобы минимизировать риск уклониться в беспорядочные связи, разжигаясь похотью.
Далее апостол Павел даёт рекомендации о том, как вести себя в браке, причём сразу же касается самой интимной сферы. Казалось бы, апостол предложит сейчас ряд инструкций, которые резко сузят и ограничат эту область. Однако он деликатно оставляет мужу и жене решать самим, как именно будут протекать их отношения, в том числе интимные. Потому что тело мужа принадлежит жене, а тело жены — мужу. Даже воздерживаться от исполнения супружеского долга он призывает лишь по ободному согласию. Чтобы в семье сохранился мир и не было лишних поводов к соблазну. И эти рекомендации касаются не только тех семей, где оба верующие христиане. Но и тех, где последователем Христа является один из супругов. Апостол не призывает разрушать такой брак. Он побуждает хранить его и даже в таких обстоятельствах исполнять свой долг.
Вникнув во всё написанное, удивляешься той рассудительности, которой обладал апостол. Мы знаем, что он не имел семьи. Все силы своей души и тела он посвящал проповеди Евангелия. Говоря современным языком, он был странствующим монахом. И естественно было бы ожидать от него излишнего ригоризма в отношении семейной жизни и всего того, что касается отношений между мужчиной и женщиной. Он вполне мог бы сказать нам: «Я же смог, сможете и вы». Однако ничего подобного мы не видим. Напротив, он с большим пониманием относится к нуждам других людей. Он допускает, что окружающие могут быть устроены не так, как он. Что у них есть свои потребности. А потому и высказывается он аккуратно, деликатно и предусмотрительно.
Вот подлинно христианский взгляд на вещи. Всё мерить не по себе, но вникая в ситуацию другого человека, отдавая себе отчёт в том, что у каждого своё предназначение, у каждого свои таланты, силы и потребности. Но при этом над всеми Бог. Каждого Он ведёт к Себе уникальным путём. И когда речь идёт о судьбах людей, а тем более о таком деликатном деле, как семейная жизнь, личные отношения, нет стандартных, универсальных решений, которые подходили бы для каждой ситуации. Поэтому и начинается этот отрывок призывом апостола: «прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии». Бог уважает и удовлетворяет запросы не только нашего духа, но также души и тела. Подобное рассудительное снисхождение должны проявлять и мы по отношению к тем, кто нас окружает, и тем паче к тем, с кем нам выпало идти бок о бок по этому жизненному пути.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.