— Вы не возражаете, Маргарита Константиновна, если сегодняшний визит в Русский музей мы начнём с полотна Николая Загорского «Давид играет на арфе перед Саулом»?
— Что ж, работа интересная, пройдёмте к ней! В 1873 году художник получил за неё золотую медаль от Императорской академии художеств. А вот и само полотно. Очень выразительное! Давид играет на арфе, а три человека слушают его: царь Саул, его дочь Мелхола и пророк Самуил.
— И как по-разному они смотрят на музыканта!
— Ключевое здесь противостояние Давида и Саула. Загорский изобразил момент, когда встретились два израильских царя. Саул формально оставался правителем, но за горделивое самоволие утратил благоволение Божие. А Давид — юный пастушок, боголюбивый и отважный, уже помазан пророком Самуилом на царство, но ещё не открыл никому своего избрания.
— История драматическая!
— Это точно! Саул, лишённый благодати, страдал приступами чёрной меланхолии. Он успокаивался, только когда Давид пел для него псалмы и играл на струнах. Правитель не знал, что одарённый пастушок сменит его на троне, но каким-то внутренним чутьём угадывал это и страшно злился на юношу. По-моему, Николай Загорский очень убедительно передал мятежное состояние Саула. Царь полулежит в кресле, но не может расслабиться — рука сжата в кулак, выражение лица мрачное и напряжённое.
— Злоба, съедающая Саула, отразилась и на судьбе его младшей дочери Мелхолы.
— И Николай Загорский напоминает об этом в своей работе. Девушка с нежностью припала к отцу, но её взгляд, полный надежды, устремлён на псалмопевца. Видно, что Мелхола влюблена. И эту любовь Саул попытается использовать против Давида. Он разрешит юноше жениться на Мелхоле, только если тот убьёт тысячу филистимлян — самых грозных врагов Израиля. Царь выставил такое условие, рассчитывая, что псалмопевец погибнет. Но Давид вышел победителем из этого испытания, и Мелхола стала его женой.
— Правда, этот брак не принёс счастья, опять-таки из-за интриг Саула.
— Когда смотришь на картину Николая Загорского, горькая история оживает. Мелхола, влюблённая, печальная и взволнованная, выглядит здесь заложницей отцовской душевной болезни.
— Что говорить, художник — тонкий психолог! Удался ему и образ пророка Самуила. Праведный старец стоит, скрестив руки на груди. Видно, как он скорбит о том, что происходит с Саулом. Но я должен заметить, что Николай Загорский допустил здесь некоторую вольность. После того, как Саул утратил благоволение Божие, Самуил отстранился от него и не мог присутствовать в царском шатре.
— Может быть, поэтому художник изобразил пророка оттенками всего двух цветов — серого и коричневого? Праведник изображён как тень, он здесь — незримый свидетель от Господа, символ Божественного участия в истории Израиля.
— Поразительная мысль! Как она мне в голову не приходила! Может быть вы, Маргарита Константиновна, дадите ответ и на мой главный вопрос к Николаю Загорскому. Почему художник, создавший три таких выразительных образа — Саула, Мелхолы и Самуила, в облике Давида не показал его мощи, значимости? Почему зритель должен верить, что кудрявый юноша — пламенный вождь Израиля?
— Мне кажется, Николай Загорский стремился подчеркнуть кротость царя Давида, готовность во всём слушаться Бога. Эта черта псалмопевца отражается и в его произведениях.
— А ведь так и есть! Вспомнить хотя бы семнадцатый псалом, где Давид называет Господа своей крепостью, твердыней, прибежищем, щитом.
— И может быть, этот псалом образно процитировал Николай Загорский, изобразив щит, выглядывающий из-за плеча Давида, как крыло. Именно ангельская верность Творцу защищала праотца во всех опасностях, помогала вести народ.
— И это главный смысл картины Николая Загорского «Давид играет на арфе перед Саулом», шедевра под сводами Русского музея в Санкт-Петербурге!
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия