Перед Богом мы все равны. Господь любит нас, кем бы мы ни были, и готов простить, когда мы раскаиваемся в своих грехах. Как прихожане Никольского Морского собора Санкт-Петербурга на картине Алексея Корзухина «Перед исповедью».

— Маргарита Константиновна, здравствуйте! У вас удивительное свойство появляться в самый нужный момент! Это какое-то чудо!
— Добрый день, Владимир Николаевич! Никаких чудес, всё закономерно. Просто вы стали часто бывать в Третьяковской галерее, а я здесь работаю. У вас возникают вопросы — я готова на них ответить. Поделитесь, какая картина сегодня вас заинтересовала?
— Меня озадачила работа Алексея Корзухина «Перед исповедью».
— И чем же?
— Я должен признаться, что никогда на исповеди не был, хотя желание исповедоваться у меня возникало не раз. И вот я вижу картину, где люди выстроились рядком под сводами старинной церкви — несколько женщин, мужчина, дети. Они что-то делают перед тем, как совершить обряд, а что именно — не пойму.
— Исповедь, Владимир Николаевич, это не обряд, а Таинство, в котором человеку содействует Бог. Чтобы оно совершилось, требуется, во-первых, решимость рассказать священнику о своих проступках и страстях, разъедающих душу, а во-вторых — несомненная вера в Божию помощь, Его прощение. Люди, которых изобразил Алексей Корзухин на своей картине, готовились к исповеди заранее — анализировали свою жизнь и молились. И в тот момент, который запечатлел художник, у них продолжается напряжённая внутренняя работа.
— А почему они вот так стайкой сбились?
— Это просто очередь. Видите коричневую деревянную ширму? За ней священник исповедует кающихся.
— Наедине, с глазу на глаз?
— Конечно! Человек в момент исповеди предстаёт Богу, а священник становится свидетелем покаяния. И уединённость помогает молитвенному сосредоточению.
— Но в наше время я никаких ширм в храмах не видел.
— Ширмы не являются обязательным условием для совершения исповеди, чаще кающийся человек и священник просто стоят в стороне от всех прочих. И в те времена, когда Алексей Корзухин создал своё полотно — а это 1877 год, такие перегородки были далеко не в каждой церкви.
— А храм, который изобразил художник — он что, какой-то особенный?
— Это Никольский Морской собор Санкт-Петербурга. Он был построен ещё в середине восемнадцатого века. Старинный и горячо любимый горожанами храм имел немало благотворителей. Видимо, и ширму установил кто-то из состоятельных прихожан — сделал подарок родной церкви.
— Кстати, про прихожан. На картине они такие разные — тут и бедные, и богатые, и знатные, и простецы!
— Верно! Единственный мужчина, запечатленный на полотне — как видно, небогатый мещанин. К этому же городскому сословию можно отнести и девушку в зеленом платке, скромно завязанном у подбородка. Старушка в богатой шали, скорее всего, купчиха.
— А пожилая дама, что сидит на табурете — явно из дворян.
— Да, об этом свидетельствует её головной убор — белый кружевной чепец. К высшему сословию принадлежит и молодая госпожа во всем чёрном, что стоит позади всех.
— Вот удивительно — эта женщина тут, судя по дорогой изящной одежде, самая знатная и богатая. Но при этом она не стремиться пройти на исповедь раньше других, скромно ждёт своей очереди.
— Она понимает, что деньги, власть, положение в обществе ничего не решают в отношениях со Христом. Чистую совесть невозможно купить или получить по наследству, как титул. Душу можно лишь омыть слезами покаяния, и здесь мы все равны перед Богом. Именно в этом главный смысл произведения Алексея Корзухина «Перед исповедью», которое хранится в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











