Перед Богом мы все равны. Господь любит нас, кем бы мы ни были, и готов простить, когда мы раскаиваемся в своих грехах. Как прихожане Никольского Морского собора Санкт-Петербурга на картине Алексея Корзухина «Перед исповедью».

— Маргарита Константиновна, здравствуйте! У вас удивительное свойство появляться в самый нужный момент! Это какое-то чудо!
— Добрый день, Владимир Николаевич! Никаких чудес, всё закономерно. Просто вы стали часто бывать в Третьяковской галерее, а я здесь работаю. У вас возникают вопросы — я готова на них ответить. Поделитесь, какая картина сегодня вас заинтересовала?
— Меня озадачила работа Алексея Корзухина «Перед исповедью».
— И чем же?
— Я должен признаться, что никогда на исповеди не был, хотя желание исповедоваться у меня возникало не раз. И вот я вижу картину, где люди выстроились рядком под сводами старинной церкви — несколько женщин, мужчина, дети. Они что-то делают перед тем, как совершить обряд, а что именно — не пойму.
— Исповедь, Владимир Николаевич, это не обряд, а Таинство, в котором человеку содействует Бог. Чтобы оно совершилось, требуется, во-первых, решимость рассказать священнику о своих проступках и страстях, разъедающих душу, а во-вторых — несомненная вера в Божию помощь, Его прощение. Люди, которых изобразил Алексей Корзухин на своей картине, готовились к исповеди заранее — анализировали свою жизнь и молились. И в тот момент, который запечатлел художник, у них продолжается напряжённая внутренняя работа.
— А почему они вот так стайкой сбились?
— Это просто очередь. Видите коричневую деревянную ширму? За ней священник исповедует кающихся.
— Наедине, с глазу на глаз?
— Конечно! Человек в момент исповеди предстаёт Богу, а священник становится свидетелем покаяния. И уединённость помогает молитвенному сосредоточению.
— Но в наше время я никаких ширм в храмах не видел.
— Ширмы не являются обязательным условием для совершения исповеди, чаще кающийся человек и священник просто стоят в стороне от всех прочих. И в те времена, когда Алексей Корзухин создал своё полотно — а это 1877 год, такие перегородки были далеко не в каждой церкви.
— А храм, который изобразил художник — он что, какой-то особенный?
— Это Никольский Морской собор Санкт-Петербурга. Он был построен ещё в середине восемнадцатого века. Старинный и горячо любимый горожанами храм имел немало благотворителей. Видимо, и ширму установил кто-то из состоятельных прихожан — сделал подарок родной церкви.
— Кстати, про прихожан. На картине они такие разные — тут и бедные, и богатые, и знатные, и простецы!
— Верно! Единственный мужчина, запечатленный на полотне — как видно, небогатый мещанин. К этому же городскому сословию можно отнести и девушку в зеленом платке, скромно завязанном у подбородка. Старушка в богатой шали, скорее всего, купчиха.
— А пожилая дама, что сидит на табурете — явно из дворян.
— Да, об этом свидетельствует её головной убор — белый кружевной чепец. К высшему сословию принадлежит и молодая госпожа во всем чёрном, что стоит позади всех.
— Вот удивительно — эта женщина тут, судя по дорогой изящной одежде, самая знатная и богатая. Но при этом она не стремиться пройти на исповедь раньше других, скромно ждёт своей очереди.
— Она понимает, что деньги, власть, положение в обществе ничего не решают в отношениях со Христом. Чистую совесть невозможно купить или получить по наследству, как титул. Душу можно лишь омыть слезами покаяния, и здесь мы все равны перед Богом. Именно в этом главный смысл произведения Алексея Корзухина «Перед исповедью», которое хранится в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема