Перед Богом мы все равны. Господь любит нас, кем бы мы ни были, и готов простить, когда мы раскаиваемся в своих грехах. Как прихожане Никольского Морского собора Санкт-Петербурга на картине Алексея Корзухина «Перед исповедью».

— Маргарита Константиновна, здравствуйте! У вас удивительное свойство появляться в самый нужный момент! Это какое-то чудо!
— Добрый день, Владимир Николаевич! Никаких чудес, всё закономерно. Просто вы стали часто бывать в Третьяковской галерее, а я здесь работаю. У вас возникают вопросы — я готова на них ответить. Поделитесь, какая картина сегодня вас заинтересовала?
— Меня озадачила работа Алексея Корзухина «Перед исповедью».
— И чем же?
— Я должен признаться, что никогда на исповеди не был, хотя желание исповедоваться у меня возникало не раз. И вот я вижу картину, где люди выстроились рядком под сводами старинной церкви — несколько женщин, мужчина, дети. Они что-то делают перед тем, как совершить обряд, а что именно — не пойму.
— Исповедь, Владимир Николаевич, это не обряд, а Таинство, в котором человеку содействует Бог. Чтобы оно совершилось, требуется, во-первых, решимость рассказать священнику о своих проступках и страстях, разъедающих душу, а во-вторых — несомненная вера в Божию помощь, Его прощение. Люди, которых изобразил Алексей Корзухин на своей картине, готовились к исповеди заранее — анализировали свою жизнь и молились. И в тот момент, который запечатлел художник, у них продолжается напряжённая внутренняя работа.
— А почему они вот так стайкой сбились?
— Это просто очередь. Видите коричневую деревянную ширму? За ней священник исповедует кающихся.
— Наедине, с глазу на глаз?
— Конечно! Человек в момент исповеди предстаёт Богу, а священник становится свидетелем покаяния. И уединённость помогает молитвенному сосредоточению.
— Но в наше время я никаких ширм в храмах не видел.
— Ширмы не являются обязательным условием для совершения исповеди, чаще кающийся человек и священник просто стоят в стороне от всех прочих. И в те времена, когда Алексей Корзухин создал своё полотно — а это 1877 год, такие перегородки были далеко не в каждой церкви.
— А храм, который изобразил художник — он что, какой-то особенный?
— Это Никольский Морской собор Санкт-Петербурга. Он был построен ещё в середине восемнадцатого века. Старинный и горячо любимый горожанами храм имел немало благотворителей. Видимо, и ширму установил кто-то из состоятельных прихожан — сделал подарок родной церкви.
— Кстати, про прихожан. На картине они такие разные — тут и бедные, и богатые, и знатные, и простецы!
— Верно! Единственный мужчина, запечатленный на полотне — как видно, небогатый мещанин. К этому же городскому сословию можно отнести и девушку в зеленом платке, скромно завязанном у подбородка. Старушка в богатой шали, скорее всего, купчиха.
— А пожилая дама, что сидит на табурете — явно из дворян.
— Да, об этом свидетельствует её головной убор — белый кружевной чепец. К высшему сословию принадлежит и молодая госпожа во всем чёрном, что стоит позади всех.
— Вот удивительно — эта женщина тут, судя по дорогой изящной одежде, самая знатная и богатая. Но при этом она не стремиться пройти на исповедь раньше других, скромно ждёт своей очереди.
— Она понимает, что деньги, власть, положение в обществе ничего не решают в отношениях со Христом. Чистую совесть невозможно купить или получить по наследству, как титул. Душу можно лишь омыть слезами покаяния, и здесь мы все равны перед Богом. Именно в этом главный смысл произведения Алексея Корзухина «Перед исповедью», которое хранится в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Свято-Елисаветинский женский монастырь на Калининградской земле
В программе рассказывается о монастыре, который находится на самых западных рубежах России. Эта обитель была построена неподалёку от города Черняховска с нуля, трудами и молитвами настоятельницы обители Игумении Елисаветы (Кольцовой), сестер и их единомышленников. В монастыре построено 3 храма, в которых созданы уникальные интерьеры, например, здесь созданы иконы из янтаря и иконостасы из карельской берёзы. Есть в обители и свой чудотворный образ Божией Матери Приезерная «Яко мы с Тобою». В монастыре есть прекрасный музей, посвящённый покровительнице обители Святой Преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне и Царственным Страстотерпцам, а также, художественная галерея, где выставлены картины Матушки Игумении Елисаветы, настоятельницы монастыря, и её книги. Есть в обители и святые источники, и необыкновенный парк птиц.


Свято-Елисаветинский женский монастырь

женского монастыря








с сестрами монастыря

Игуменья Елисавета Кольцова

Игуменьи Елисаветы Кольцовой



Фотографии предоставлены Свято-Елисаветинским женским монастырём.
Все выпуски программы Места и люди
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.