
Апостолы
Деян., 24 зач., X, 1-16.
Глава 10.
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Корнилий, упоминаемый в сегодняшнем отрывке, был центурионом, т.е. римским офицером, командовавшим сотней солдат Италийского полка, который состоял из 600 воинов. Несмотря на свою профессию, Корнилий был человеком богобоязненным и благочестивым. Он молился Единому Богу и, скорее всего, готовился принять иудаизм. И вот ему является ангел и призывает его послать за апостолом Петром, чтобы креститься от него. Корнилий следует этому повелению. В город Иоппию, который находился примерно в 50 километрах от Кесарии, он посылает своих слуг с тем, чтобы они нашли апостола.
В это же время в Иоппии апостол Петр молился на террасе дома. Здесь Бог посылает ему видение: Пётр видит, что с неба к нему спускается большое полотно, наполненное разного рода живностью. Здесь были всякие звери, пресмыкающиеся и птицы. При этом голос повелел ему съесть то, что там находится. На это апостол ответил Богу, что нечистых животных есть нельзя, ведь ветхозаветный закон довольно определённо высказался на эту тему. На это голос сказал ему: «что Бог очистил, того не почитай нечистым». Очевидно, что как само видение, так и слова, сказанные Петру, обладают символическим смыслом. Ведь нечистыми считались не только определённые виды животных, но и некоторые люди. В частности, язычники. И первые христиане считали, что принять человека в число последователей Христа можно только после того, как он примет иудаизм, то есть, очистится. Это было чем-то вроде первого этапа крещения. Однако, этим видением Господь говорит Петру, что человек может принять крещение непосредственно, сразу, минуя соблюдение ритуальных норм ветхозаветного закона, так как христианское крещение само по себе имеет многократно большую очищающую силу, чем иудейское обрезание.
Но более важным в этом отрывке для нас является не этот факт. Привлекает внимание поведение Петра. Можно сказать, что мы в третий раз видим его неповиновение Богу. Первый случай произошёл в Кесарии Филипповой, когда Пётр отговаривает Спасителя от креста. Второй — на Тайной Вечери, когда он не желал, чтобы Господь омыл ему ноги. И вот третий случай. Своим прекословием Пётр словно сомневается в решении Творца. Он словно сам знает, как лучше сделать. Возникает ощущение, будто для него исполнение ритуального закона важнее, чем непосредственное действие Бога в жизни человека. Конечно же, после раздумий и сомнений, апостол исполнил сказанное, благодаря чему вход в Церковь был открыт огромному количеству людей из язычников. Но нам этот случай ясно напоминает о том, как часто наши якобы «благочестивые обычаи и намерения» могут привести к сопротивлению высшей Силе. Яркий пример — это фарисеи, то есть, духовные наставники и ревнители благочестия древнего Израиля, которые в итоге, из благочестивых, как им казалось, побуждений, распяли Христа. Именно поэтому апостол Павел говорит в своих посланиях: «буква закона мертвит, животворит только Дух Божий». То есть изменяет нашу жизнь и в конечном счёте спасает от греха и смерти не следование обрядовым и ритуальным предписаниям. Все они являются лишь стартовой площадкой, тем фундаментом, оттолкнувшись от которого мы должны научиться усматривать в своей жизни волю Бога, вести с Ним молитвенный диалог и быть при этом готовыми к совершенно неожиданным изменениям в собственной судьбе. К совершенно непредсказуемым ситуациям и встречам, посредством которых нас посещает Господь. Лишь двигаясь в этом направлении, мы оказываемся способными исполнить тот замысел, который Спаситель имеет о нас и о тех, кто нас окружает.
«Ссора» с Богом»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Марина Борисова, Наталия Лангаммер, а также наш гость — протоиерей Александр Дьяченко — поделились своими личными историями о том, как человек обиделся на Бога, но смог преодолеть эту обиду и вернуться к вере.
Ведущие: Алексей Пичугин, Марина Борисова, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 45. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Тревога — чувство, посещающее сегодня многих. Как с ней справлялись герои Библии? Ответ на этот вопрос очень ярко звучит в 45-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 45.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь.
2 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах,
3 посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей.
4 Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.
5 Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.
6 Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра́.
7 Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля.
8 Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш.
9 Придите и видите дела Господа, — какие произвёл Он опустошения на земле:
10 прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копьё, колесницы сжёг огнём.
11 Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесён в народах, превознесён на земле.
12 Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова.
Кажется, тревога — как чувство — всегда сопровождала людей. Всегда в мире происходили катаклизмы, случались эпидемии, военные конфликты, и всегда обычный человек переживал о том, что они ворвутся в его жизнь. И всё же наш уровень тревожности несопоставимо выше тревожности наших предков. У этого есть разные причины, но одна из самых простых и очевидных заключается в том количестве плохих новостей, с которым человек сталкивается сегодня. В прежние времена мир простого человека был довольно сильно ограничен рамками населённого пункта, в котором он жил. Проблемы, о которых он слышал, даже если и были вполне серьёзными, казались ему далёкими. А те, которые происходили с ним самим, он не распространял на весь мир. Но дело, конечно, не только в количестве новостей. Дело ещё и во внутренней позиции, которая была связана с верой в Бога.
Автор псалма, который мы сегодня услышали, исполнен глубочайшей уверенности в том, что Бог защитит свой народ от всяких бед. Примечательно, что псалмопевец говорит от лица многих и уверен, что никто не почувствует страха, даже если содрогнётся земля и горы сойдут со своих мест. Происходить может всё, что угодно, — это будет лишь веселить Иерусалим, потому что Господь с Ним. Когда на Его народ восстают другие народы оказывается достаточно Его гласа, чтобы растаяла вся земля. И, конечно, особенного внимания заслуживает описание того, как Бог уничтожает оружие врага, сокрушает луки, ломает копья, помогая израильтянам победить.
Псалом, который мы услышали, полон восторга, но не только его. Реальность, в которой жил псалмопевец, явно сложнее, и порой он вынужден буквально стенать от тех проблем, которые окружают его и людей, находящихся рядом с ним. Причем, обычно причину происходящего он видит в том, что сердце народа далеко отстоит от путей Божиих. И в этом самое поразительное, что мы узнаём о Боге Библии. Ведь Он может сокрушить любой внешний объект, горы и долины, моря и реки — Ему подвластна вся земля. Физически Господь может поразить любых врагов, сломать любые стрелы и копья... Но Он не ломает воли людей, которые когда-то выбрали Его своим Богом. Он может изменить обстоятельства вокруг них, может предать их в руки врагов, но не меняет их сердец.
Когда мы задумываемся о Боге, мы не можем осмыслить многого: вечности, вездесущия, всеведения... Однако Его премудрость, Его любовь и способность к общению для нас понятнее, ведь мы и сами, пусть и в другой мере, к этому способны. Но в свою очередь это значит, что, имея опыт общения друг с другом, мы призваны понять, что, в отличие от воздействия, которое может быть односторонним, воздействия на объекты, общение всегда взаимно.
Доверяя Богу вместе с Давидом, в бедах и возлагая на Него свои надежды, нам стоит помнить, что Он может изменить многое в нашей жизни, но без нас не может изменить нас самих. И когда мы тревожимся, Он готов нас поддержать, но доверять Ему мы призваны научиться сами.
Псалом 45. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 45. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 45. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых.
На музыкальном орудии Аламоф. Песнь
2 Бог нам прибежище и сила,
скорый помощник в бедах.
3 Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля,
и горы двинулись в сердце морей.
4 Пусть шумят, вздымаются воды их,
трясутся горы от волнения их.
5 Речные потоки веселят град Божий,
святое жилище Всевышнего.
6 Бог посреди его; он не поколеблется:
Бог поможет ему с раннего утра.
7 Восшумели народы; двинулись царства:
(Всевышний) дал глас Свой, и растаяла земля.
8 Господь сил с нами,
Бог Иакова заступник наш.
9 Придите и видите дела Господа, —
какие произвел Он опустошения на земле:
10 прекращая брани до края земли,
сокрушил лук и переломил копье,
колесницы сжег огнем.
11 Остановитесь и познайте, что Я — Бог:
буду превознесен в народах,
превознесен на земле.
12 Господь сил с нами,
заступник наш Бог Иакова.