Деян., 5 зач., II, 22-36.
Глава 2.
22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы, после сошествия Святого Духа на апостолов. В ней апостол, как проповедник, ставит перед собой две задачи: объяснить, что происходит с проповедниками и что происходит в глобальном смысле в отношениях людей и Бога. Первая проблема возникла потому, что проповедники говорили очень воодушевлённо. Более того, под действием Святого Духа они говорили так, что пришедшие из разных мест иудеи, слышали своё наречие. Кроме того, насколько можно предположить, проповедники говорили о необходимости покаяния и о вере в Христа Воскресшего. Сегодня мы понимаем, что дар говорения разными языками был дан апостолам, потому что через них Бог обращался к каждому человеку, и это обращение было очень личным. Представим себе, что человек, которого мы не знаем, заговорит с нами как близкий знакомый... Конечно, нас это смутит, а, может быть, даже испугает. Но дело было не только в форме обращения, но и в его содержании. Апостол проповедовал о Христе. Задумаемся над тем, как это выглядело.
С момента воскресения Спасителя прошло пятьдесят дней. На праздник Пятидесятницы в Иерусалим могли прийти люди, которые только слышали о Христе и не имели к Его казни отношения. Пусть какая-то часть слушающих была в курсе происходящего и даже имела отношение к распятию. В любом случае, как для тех, так и для других, проповедь апостола могла быть малоприятной. Но проповедники и не собирались говорить приятные вещи. Они проповедовали людям спасение, а не произносили хвалебные речи. Ведь если человек нуждается в спасении, это значит, что в его жизни что-то очень искажено или расстроено... А кому же будет приятно слушать разговор о собственном плачевном состоянии. Впрочем, когда мы действительно понимаем бедственность ситуации и любим тех, кого хотим спасти, мы не будем бояться попасть в неловкое положение, но скажем всё как есть. Кто-нибудь решит, что это путь к ханжеству, морализаторству и тому, чтобы лезть не в свои дела. В конце концов, кто нам сказал, что мы правы со своими диагнозами. Может быть, у людей всё в порядке, в отличие от нас. Апостолы и не говорили от себя, Дух Святой нашёл на них, и они пребывали под водительством Святого Духа. Они говорили не от ума и даже не от сердца, они говорили от Духа Божьего и искали не унижения слушающих, и не их обличения, но со всей любовью хотели их спасти.
Но если это так, кто же начинает спасительную речь с таких обвинений. Ведь объясняя слушающим, что пророчество Давида было о Христе, и уверяя их в реальности Его воскресения, апостол Пётр в первую очередь прямо подводил к тому, что они виновны в смерти Мессии, того самого Царя Израильского, которого они ждали столько веков.
Такова была апостольская педагогика: чтобы покаяться и обратиться, люди должны были осознать масштаб трагедии. В то же время, при всей строгости его слов, он говорит не только о смерти, но и о жизни. Ведь Христос воскрес и покаяние каждого становится не простым сожалением, но живым и личным обращением к Нему.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
24 ноября. О материнстве
Сегодня 24 ноября. В России отмечается День матери.
О материнстве, — священник Алексий Тимаков.
Елена Поленова. «Зимний пейзаж. Москва»
— Как хорошо, что мы выбрались в Поленово, Андрюша! Я люблю бывать в этом музее-заповеднике. Отрадно помолиться в церкви, возле которой похоронен художник Василий Поленов, побродить по аллеям парка. И, конечно же, полюбоваться картинами в старинном особняке! Всякий раз открываю здесь для себя что-то новое. Вот эта акварель, например — разве не чудо?
— Да, Алла такие вдохновенные произведения искусства и впрямь похожи на чудо! Это работа сестры художника, Елены Дмитриевны Поленовой. Называется «Зимний пейзаж. Москва». Рисунок нежный, прозрачный. Цвета неяркие. Перекликаются серые и коричневые полутона, мерцают бледно-лиловые, голубоватые, зелёные переливы. Композиция простая — силуэты деревьев на фоне снежной поляны. Но в какой тонкий узор сплетены стволы и ветви!
— Рисунок дышит влагой. На снегу видны проталины. Не поймёшь — то ли это начало декабря, и впереди долгая зимняя стужа, то ли перед нами конец февраля, и природа вот-вот начнёт оживать. В акварели одновременно присутствует и печаль, и надежда.
— И это неспроста, сестренка. Такое настроение было созвучно душе Елены Дмитриевны в 1882 году, когда она написала эту акварель.
— Это связано с какими-то событиями?
— Да. В 1877-ом Елена отправилась в Киев в гости к старшей сестре Вере, которая была близнецом Василия Дмитриевича. Шла русско-турецкая война, в киевские госпитали привозили раненых. Сёстры Поленовы окончили медицинские курсы и ухаживали за пострадавшими на фронтах солдатами и офицерами. И Елена Дмитриевна полюбила врача, с которым вместе работала — профессора медицины Алексея Шкляревского. Чувства её оказались взаимны.
— Какое счастье — полюбить человека, с которым у тебя общее служение!
— Общего у влюблённых было немало. Елена Дмитриевна к тому времени окончила рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художников, занималась в частной мастерской Павла Петровича Чистякова. У неё был успешный опыт в живописи, и Алексей Сергеевич мог его оценить — доктор Шкляревский разбирался в изобразительном искусстве. Но семейного счастья у пары не получилось.
— Почему?
— Помешали сословные различия. Поленовы — старинный дворянский род, и мама Елены воспротивилась браку дочери с человеком незнатного происхождения. Художница не решилась выйти замуж без родительского благословения и послушно вернулась в Москву. Но расставание с любимым травмировало её. Прежде весёлая, общительная девушка стала замкнутой и молчаливой.
— Вот откуда меланхолия в акварели «Зимний пейзаж. Москва». Но ты сказал, что и весенние ноты звучали в душе Елены ПолЕновой. Что же этому послужило причиной?
— Вернувшись в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом стала часто бывать в Абрамцево — в имении мецената Саввы Мамонтова. Там, в творческой атмосфере, художница оттаяла. Она подружилась с хозяйкой усадьбы, Елизаветой Григорьевной. Вместе женщины рисовали декорации и шили костюмы для театральных постановок, трудились над созданием музея народного творчества.
— Музея?
— Именно так. Дамы предприняли несколько экспедиций по северным губерниям — собирали образцы вышивок и ткачества, зарисовывали орнаменты. Позднее Елена Поленова использовала эти рисунки при работе в столярно-резчицкой мастерской там же, в Абрамцево.
— То есть, Елену Дмитриевну вернуло к жизни творчество?
— Творчество и служение людям. Искусство для художницы было способом приносить радость. И этим не ограничивалось широкое поле ее деятельности. Так, например, Елена Поленова учила крестьянских детей изготавливать резную мебель и утварь — давала им надёжное ремесло.
— Делилась тем, что имела — и в этом обрела полноту жизни.
— Такой рецепт может пригодиться человеку, душа которого балансирует между печалью и надеждой, между осенью и весной, как природа в акварели Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва». Радуя людей плодами своего творчества, помогая другим, мы выбираем весну. Выбираем воскресение!
Картину Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова.
Все выпуски программы: Краски России