Сколько раз приходится видеть, как люди отступаются после первой же неудачи и бросают желанное дело! Лишь немногие находят в себе силы биться за свою мечту и, в конце концов, достигают её. Таким был и Геннадий Невельской, русский адмирал и исследователь Дальнего Востока.
С самого детства Геннадий грезил о путешествиях и открытиях. Узнав, что карты Дальнего Востока пестрят белыми пятнами, он стал мечтать об изучении этого края. Юноша уверенно шёл к исполнению своего желания – с отличием закончил учёбу в Морском кадетском корпусе, а за время службы на флоте получил множество прекрасных рекомендаций. Желая попасть на Дальний Восток, Невельской отказался от выгодного для карьеры места и добился того, чтобы его назначили командиром судна, которое в 1848 году должно было отправиться на Камчатку. На нём Геннадий доплыл до Сахалина и установил, что это остров, а не полуостров, как считалось раньше.
Сделав множество открытий, экипаж отправился обратно в Петербург – на этот раз по суше, так как корабль пришлось оставить в порту. Зима застала Невельского в Сибири, и он на несколько месяцев остановился в Иркутске, не подозревая о том, что именно здесь решится его судьба.
На одном из вечеров офицера познакомили с ангелом, который спустился с небес, - такой Геннадию показалась 18-летняя Катя Ельчанѝнова, племянница иркутского губернатора. Она была белокурой жизнерадостной красавицей, в обществе которой чувствуешь себя легко и естественно. 36-летний Невельской, никогда не думавший о женитьбе, впервые в жизни влюбился. Его чувство было настолько сильным, что он не стал долго ждать и уже после нескольких встреч сделал девушке предложение. И получил категорический отказ… «В самом деле, - думал расстроенный Геннадий, - разве я мог ей понравиться? Я, мужчина в два раза её старше, с лысиной и о́спинами на лице?» Он понял, что слишком поторопился – Катя просто не успела его хорошо узнать. Но времени на ухаживания у него не хватало – Невельской должен был срочно отправляться в Петербург.
В следующий раз он смог увидеть Катю только в 1851 году, когда его назначили руководителем Амурской экспедиции. Геннадий по делам заехал в Иркутск и сразу же попросил Ельчаниновых о свидании с Катей. Он старался бывать у неё каждый свободный день, надеясь, что она переменит мнение о нём. Своей деликатной настойчивостью и обходительностью Невельской сумел добиться ответного чувства. Перед отъездом он спросил Катю ещё раз, не выйдет ли она за него замуж. И девушка согласилась…
Последующие непогожие дни в суровой Сибири заиграли для Геннадия всеми красками жизни. Он не мог поверить в своё счастье – после венчания Катя объявила, что поедет в экспедицию вместе с мужем. Её пугали страшными рассказами о беспутье, голодных и холодных зимах, о полной неустроенности жилья, но переубедить девушку не получилось. Собрав вещи, молодожёны отправились на Амур.
Рассказы родственников оправдались в полной мере. Болотный гнус, лодки, переворачивающиеся из-за сильного течения рек, нехватка пропитания… Геннадий, волновавшийся за свою жену, умолял её вернуться домой. Однако Катя считала, что её место рядом с мужем, а значит, нет пути назад…
Вид поселения Петровское, где им предстояло жить несколько лет, потряс Катю своей бедностью. Пока муж с энтузиазмом исследовал новые земли, ей пришлось обустраивать жилище и заниматься тем, что для неё всегда делали слуги: она мыла полы, собирала ягоды, готовила еду. Воспитанная в богатстве и непривычная к физическму труду, Катя нашла в себе силы не поддаваться отчаянию, а испытания только сближали её с мужем. Невельской, как мог, старался облегчить жизнь жены, помогая по хозяйству. Не жалея себя, он ночами просиживал у детских кроваток, чтобы Катя могла отдохнуть. Она видела, как искренне старается ради неё Геннадий, и с каждым днём всё сильнее любила его. «Мой муж — такой благородный, безукоризненный герой. На коленях благодарю Господа, что он мне послал в покровители этого чудного человека, любовь которого — моя гордость», - писала Катя родным. Нежность и ласка мужа смягчили для неё тяжёлые условия быта, а Невельской был счастлив, что Катя, этот прелестный ангел, озаряла для него своим светом долгие четыре года на Дальнем Востоке.
В 1855 году экспедиция закончилась, и семья переехала в Петербург. Геннадий больше никогда не ходил в плавания, хотя всегда тосковал по Дальнему Востоку. Удивительно, но и Катя так привязалась душой к этому дикому, неизведанному краю, что в Петербурге ей отныне было неуютно. По вечерам она рассказывала четверым подросшим детям истории об экспедиции и самоотверженности их отца, который первым водрузил русский флаг в Приамурье. И наблюдая, с какой радостью он играет с малышами, Катя благодарила Бога за настойчивость Геннадия, благодаря которой она обрела верного мужа и крепкую семью.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!