— Маргарита Константиновна! Вот так встреча! Здравствуйте.
— Здравствуйте, Леонид Сергеевич! Какими судьбами в Петербурге?
— Да вот, в командировке, на три дня. Появилось свободное время, и я бегом в Русский музей. А вы, Маргарита Константиновна, как здесь оказались?
— К родственникам приехала. И, конечно, тоже при первой возможности пришла сюда. Но расскажите, Леонид Сергеевич, как у вас дела? Мы с вами давно не виделись.
— У меня радость! Внук приехал погостить. Каждый день играем с ним в новые игры. Уже и в прятки играли, и в догонялки. Не знаю, что ещё и придумать!
— Только посмотрите, Леонид Сергеевич, какое совпадение. Вы сейчас заговорили про игры, а прямо перед нами висит полотно художника Николая Андреевича Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца».
— Впервые вижу эту картину. Давайте подойдём поближе. Как интересно! Четверо ребятишек что-то делают с таким увлечением. Только вот я пока не понимаю, что. Стоит деревянная горка с жёлобом, девочка катит с неё крашеное яйцо, а рядом с горкой, внизу, лежат ещё несколько разноцветных яиц. Это такая игра?
— Именно так! На картине изображена традиционная русская пасхальная забава — катание яиц с горки. На Светлой седмице, неделе после Пасхи, не только дети, но и взрослые с упоением играли в эту игру.
— Подумать только! А я в своём советском детстве о такой и не слыхал!
— Я ведь и говорю — времена меняются. Действительно, традиция пасхального катания яиц — крашенок, как их называли — была у нас на долгое время позабыта. Хотя, должна заметить, что сегодня эта игра снова обретает популярность. Ну, а Николай Кошелев написал свою картину в 1885 году — тогда праздник Пасхи не обходился без весёлого соревнования.
— А в чём заключается суть игры?
— Цель забавы — выиграть у других участников как можно больше яиц. Тот, чьё яйцо, скатившись с горки, задело крашенки других участников, забирает их себе. У кого в результате окажется больше яиц — тот и победитель.
— Правда, на картине видно, что дети не просто играют, а соревнуются. Девочка — она, кажется, старшая — сосредоточенно смотрит на яйцо, которое вот-вот покатится вниз. Её брат тоже не сводит глаз с горки. Наверно, ему очень не хочется проиграть сестре свои крашенки. А вот мальчик помоложе, кажется, меньше увлечён игрой. У него в ладошке кусок кулича и он с улыбкой смотрит на кого-то «за кадром» — может быть, родители наблюдают за детской игрой.
— А мне очень нравится малыш, которого старшая сестра держит на коленях. Он гладит большого любопытного кота, который пришёл посмотреть, чем это заняты его хозяева.
— Да, все ребятишки на полотне Николая Андреевича Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца» такие разные! И от этой милой домашней сцены веет уютом и теплом. Посмотрите, детки сидят на расстеленном тулупе — наверное, отцовском. Повсюду разбросаны игрушки.
— Я недавно читала внучке книгу замечательной дореволюционной детской писательницы Ксении Лукашевич. И в одном из рассказов она как раз вспоминала, как сама играла в детстве в эту игру. На полу в зале расстилалась большая бабушкина шаль, посредине ставилась горка, которую смастерил дедушка. Так что сюжет, который запечатлён на картине «Дети, катающие пасхальные яйца», можно было увидеть, пожалуй, в каждой семье.
— И в этом столько домашнего, семейного. Удивительный всё-таки праздник — Пасха. Светлое Христово Воскресение даёт нам надежду на жизнь вечную, и согревает теплом и радостью нашу обыденную жизнь здесь, на земле.
— Кстати, Леонид Сергеевич, Пасха уже не за горами. Как раз можете попробовать поиграть с внуком в эту игру. И рассказать, что идею подсмотрели в Русском музее Санкт-Петербурга, на картине Николая Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца».
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема