— В любой картинной галерее, Андрюша, я обращаю внимание на портреты детей. Вот и здесь, в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера», не могу оторваться от изображения Настеньки Хавской. Круглолицая, курносая девчушка лет пяти в белом платьице с кружевами пухлым пальчиком указывает на свои сокровища. Видишь, здесь два апельсина, фарфоровая собачка, конфеты в серебристой обёртке. Как точно передал художник детскую способность радоваться малому.
— Это ты, сестрёнка, очень верно подметила. Алексей Венецианов одним из первых русских живописцев стал изображать ребёнка... ребёнком. На его картинах лица детей приобрели свойственную им наивность и доверчивость. Образ Настеньки Хавской, запечатлённый в 1826 году, — яркий тому пример.
— А как же рисовали детей до этого?
— Маленькими взрослыми. В семнадцатом веке дворяне заказывали портреты своих отпрысков для фамильных галерей. И ребёнок выглядел на полотне как продолжатель рода, наследник — в парадном костюме, с серьёзным выражением лица. Художник отражал социальный статус юной модели, а не её душевные особенности.
— Как будто делал фото на паспорт?
— Удачное сравнение. А Венецианов стал одним из тех, кто переломил эту традицию. Он привнёс в изображения детей теплоту.
— Облик Настеньки художник передал настолько живо, что я стала переживать — какая судьба выдалась этой девочке, была ли она счастлива?
— О Настеньке Хавской известно немного. Она была дочерью Петра Хавского — русского правоведа, автора нескольких книг по истории Москвы. Известно, что он в течение тридцати лет был старостой московского храма святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом вражке, очень любил богослужения. И свою единственную дочь воспитывал в вере. За труды на благо Отечества Пётр Васильевич получил дворянский титул, который должна была унаследовать Настя.
— Что значит «должна была»? Этого не случилось?
— Анастасия скончалась через несколько лет после того, как Венецианов написал её детский портрет.
— Но отчего она умерла?
— Неизвестно. Тридцатые годы девятнадцатого века — время холерных вспышек. Возможно, эта болезнь и унесла жизнь девочки. Алла, ты что, плачешь?
— Не обращай внимания, Андрей. Это всё моя сентиментальность.
— А я думаю, сестрёнка, в тебе говорит материнское сердце. Некоторых женщин Господь наделил способностью видеть в каждом ребенке родного. Сам облик малыша рождает у них желание позаботиться.
— Жаль, нельзя позаботиться о девочке, которая умерла в девятнадцатом веке.
— Почему же? Можно помолиться о ней. На портрете художника Алексея Венецианова мы видим реального человека, который жил на земле и отошёл в вечность. Почему бы не попросить у Господа милости для Настеньки?
— Какая утешительная мысль! Этот совет и в других ситуациях может помочь. Если не ты не в силах помочь человеку — попроси у Бога помощи для него. И я, конечно же, помолюсь об упокоении девицы Анастасии.
— Вместе помолимся. И не только о девочке, но и её отце, Петре Хавском, и о славном художнике Алексее Венецианове. Он написал портрет, в котором отразилась подлинная жизнь. И она продолжается в вечности!
«Портрет Настеньки Хавской кисти Алексея Венецианова можно увидеть в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера».
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема