— В любой картинной галерее, Андрюша, я обращаю внимание на портреты детей. Вот и здесь, в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера», не могу оторваться от изображения Настеньки Хавской. Круглолицая, курносая девчушка лет пяти в белом платьице с кружевами пухлым пальчиком указывает на свои сокровища. Видишь, здесь два апельсина, фарфоровая собачка, конфеты в серебристой обёртке. Как точно передал художник детскую способность радоваться малому.
— Это ты, сестрёнка, очень верно подметила. Алексей Венецианов одним из первых русских живописцев стал изображать ребёнка... ребёнком. На его картинах лица детей приобрели свойственную им наивность и доверчивость. Образ Настеньки Хавской, запечатлённый в 1826 году, — яркий тому пример.
— А как же рисовали детей до этого?
— Маленькими взрослыми. В семнадцатом веке дворяне заказывали портреты своих отпрысков для фамильных галерей. И ребёнок выглядел на полотне как продолжатель рода, наследник — в парадном костюме, с серьёзным выражением лица. Художник отражал социальный статус юной модели, а не её душевные особенности.
— Как будто делал фото на паспорт?
— Удачное сравнение. А Венецианов стал одним из тех, кто переломил эту традицию. Он привнёс в изображения детей теплоту.
— Облик Настеньки художник передал настолько живо, что я стала переживать — какая судьба выдалась этой девочке, была ли она счастлива?
— О Настеньке Хавской известно немного. Она была дочерью Петра Хавского — русского правоведа, автора нескольких книг по истории Москвы. Известно, что он в течение тридцати лет был старостой московского храма святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом вражке, очень любил богослужения. И свою единственную дочь воспитывал в вере. За труды на благо Отечества Пётр Васильевич получил дворянский титул, который должна была унаследовать Настя.
— Что значит «должна была»? Этого не случилось?
— Анастасия скончалась через несколько лет после того, как Венецианов написал её детский портрет.
— Но отчего она умерла?
— Неизвестно. Тридцатые годы девятнадцатого века — время холерных вспышек. Возможно, эта болезнь и унесла жизнь девочки. Алла, ты что, плачешь?
— Не обращай внимания, Андрей. Это всё моя сентиментальность.
— А я думаю, сестрёнка, в тебе говорит материнское сердце. Некоторых женщин Господь наделил способностью видеть в каждом ребенке родного. Сам облик малыша рождает у них желание позаботиться.
— Жаль, нельзя позаботиться о девочке, которая умерла в девятнадцатом веке.
— Почему же? Можно помолиться о ней. На портрете художника Алексея Венецианова мы видим реального человека, который жил на земле и отошёл в вечность. Почему бы не попросить у Господа милости для Настеньки?
— Какая утешительная мысль! Этот совет и в других ситуациях может помочь. Если не ты не в силах помочь человеку — попроси у Бога помощи для него. И я, конечно же, помолюсь об упокоении девицы Анастасии.
— Вместе помолимся. И не только о девочке, но и её отце, Петре Хавском, и о славном художнике Алексее Венецианове. Он написал портрет, в котором отразилась подлинная жизнь. И она продолжается в вечности!
«Портрет Настеньки Хавской кисти Алексея Венецианова можно увидеть в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера».
13 декабря. Об искушениях

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».
Об исправлении ближнего с любовью — протоиерей Максим Первозванский.
Есть такая отеческая премудрость, что, как правило, мы осуждаем других в том, что есть где-то, может быть, в зачаточном состоянии в нас самих, в каком-то иногда явном, иногда латентном состоянии.
И поэтому апостол предупреждает, чтобы мы, если кого-то и берёмся исправлять, то делали это не только с любовью, но главное, с кротостью, помня, что раз мы это заметили и взялись исправлять в других, значит, и сами мы недалеко от подобных ошибок. И поэтому в другом месте апостол Павел напоминает нам: «Блюдите, яко опасно ходите, яко же не мудрии, но яко же премудрии».
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О почитании апостола Андрея Первозванного

Сегодня 13 декабря. День памяти Апостола Андрея Первозванного.
О его почитании на Руси — протоиерей Константин Харитонов.
Апостол Андрей Первозванный особенно почитается у нас на Руси. Он — первый проповедник Евангелия на землях нашего отечества.
На государственном уровне он отмечен тем, что самая главная награда нашей России — это орден апостола Андрея Первозванного, который был учреждён Петром I, но, к сожалению, был упразднён в 1917 году. Но он вновь возобновлён в 1998 году, и награждаются им самые выдающиеся деятели нашего отечества.
Также особенно почитается апостол Андрей Первозванный в российском флоте: флаг апостола Андрея Первозванного венчает эскадры нашего флота. Апостол Андрей Первозванный является покровителем и защитником нашего отечества, поэтому ему особенно молятся о защите нашей родины. Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О творчестве Карло Гоцци
Сегодня 13 декабря. В этот день в 1720 году родился итальянский писатель и драматург Карло Гоцци.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Самые знаменитые его комедии — «Любовь к трём апельсинам», «Турандот» — были использованы и впоследствии переработаны многими и многими писателями и композиторами, в том числе и Сергеем Прокофьевым, создавшим в 1919 году свою оперу.
Возвращаясь к Карло Гоцци, скажем, что шумный успех этих его произведений объяснялся причудливым сочетанием комического и трагического в сюжете. А ведь наша жизнь никогда не бывает сплошной чёрной полосой и вместе с тем не представляет собой бал-маскарад, но, если смотреть на неё с высоты птичьего полёта, учит каждого человека, по слову апостола Павла, не отчаиваться и в отчаянных обстоятельствах, и в радостях не впадать в самозабвение, но сохранять благодарственное, доверительное отношение к промыслу Божиему.
Этим сочетанием трагического и комического достигалось жизнеподобие пьес Карло Гоцци, их долгожизненность на театральной сцене.
Все выпуски программы Актуальная тема











