Евр., 311 зач., IV, 14 — V, 6.
Глава 4.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок важен с точки зрения понимания того, как первые христиане мыслили себе то, кем же был Иисус Христос. Апостол Павел прямо говорит о двойственной природе Спасителя.
С одной стороны, он подчёркивает Его божественность. Иисус, по его словам, «прошёл небеса». Эта на первый взгляд странная фраза может иметь два значения. В Священном Писании слово «небеса» нередко означает присутствие Бога. То есть, речь идёт о том, что Спаситель находится в особой близости к Самому Творцу. Но есть и ещё один смысловой нюанс. «Прошёл небеса» можно понимать как метафору особой силы и могущества Христа. Он так велик, что даже небеса не могут его удержать, поскольку слишком незначительны по сравнению с Ним.
С другой стороны, апостол Павел указывает на человеческое начало Иисуса. Христу было свойственно всё то, чем характеризуется наша природа, Он был во всём подобен людям. Единственного, чего в Нём не было, так это греха. Позже христианские богословы довольно детально прояснили эту мысль. По их словам, Господь испытал на Себе все последствия грехопадения первых людей: его тело было подвержено разного рода неблагоприятным воздействиям извне, Он спал, голодал, жаждал, Он плакал, Ему было больно, Он испытывал душевные муки. Наконец, Он умер на кресте. Однако при этом у Него не было греховных помыслов и колебаний между пороком и добродетелью. Он не находился в состоянии выбора между добром и злом, поскольку, будучи Богом, всегда непоколебимо шёл путём святости. Всякое его действие было целесообразно с точки зрения Божественного замысла.
Подобного учения в истории религиозной мысли мы больше нигде не встречаем. Есть представления о богах, которые становятся людьми на время, по сути, прикидываются ими ради достижения своих целей, оставаясь при этом по своей природе исключительно духовными существами. Есть представления о легендарных героях, которые претендовали на то, чтобы быть богами, но, по сути, продолжали быть в первую очередь людьми. Уникальность же личности Спасителя заключается в том, что Он Бог, Который сотворил мир, но в то же время такой же, как мы, настоящий человек. Божество и человечество таинственным и непостижимым для нашего ума образом соединились в Его личности навсегда.
И это имеет очень важное значение. Ведь наш Бог не могущественный и великий вселенский диктатор, который равнодушно наблюдает за нами с высоты, как мы порой наблюдаем за копошением насекомых в муравейнике. Ему прекрасно знакомы наши человеческие переживания и чувства. Он сострадает каждому из нас, как мы порой сострадаем самым близким и любимым людям. А потому всякий раз, когда мы обращаемся к Нему в своих молитвах, мы обращаемся не к далёкому вселенскому разуму. Мы говорим с Тем, Кто был на нашем месте. Кто прекрасно понимает, с какими трудностями и страданиями нам приходится сталкиваться каждый день. Пусть понимание этого в трудную минуту даст нам надежду и утешение. Ведь если Господь Сам прошёл этим скорбным путем и в итоге победил смерть, Он знает куда нас вести. Не будем сомневаться, именно сейчас Он совершает наше спасение, направляя нас по самому короткому пути домой к Небесному Отцу.
Александр Степанович Попов: гениальный физик, подаривший миру радио
Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи, телевидения и интернета. Но немногие знают, что эти и другие технологии обязаны своим появлением изобретению Александра Степановича Попова, которое он сделал 7 мая 1895 года, ставшей датой появления радио.
Александр Степанович, с детства увлекавшийся электротехникой, несмотря на то, что в его семье было много священнослужителей, что казалось бы должно было определить его судьбу, после окончания семинарии поступил на физико-математический факультет Петербургского Университета. Посвятив свою жизнь науке, он с трепетом и уважением относился к священству, и позднее говорил, что все свои знания и труд отдает своей Родине.
Что стало вдохновением Александра Степановича, какой труд лежал в основе одного из важнейших изобретений человечества? Как устройство, подаренное миру великим ученым, помогло спасти российский броненосец «Генерал Апраксин»?
Литургия в Максимовской церкви посёлка Турьинские рудники, что на северном Урале, подошла к концу. На клиросе — особом месте, где располагается церковный хор — собирал ноты один из певчих, высокий русоволосый мальчик. Это был Саша Попов, сын настоятеля храма, священника Степана Петровича Попова. В их старинном роду испокон веков было немало священнослужителей. Саша знал: придёт время, станет священником и он.
После Богослужения вместе с отцом Александр отправился в бесплатную школу для детей рудницких рабочих, которую батюшка недавно открыл в посёлке. Едва они вошли, раздался звонок на урок. Но сколько Саша ни крутил головой, он так и не понял, кто же звонит в колокольчик. Отец улыбнулся и показал рукою куда-то вверх. Там, на стене, почти под самым потолком, висела небольшая деревянная коробка. На ней было закреплено медное полушарие, по которому сбоку постукивал железный молоточек. От конструкции по стене тянулся длинный провод. «Электрический звонок», — объяснил сыну священник. В тот самый момент Сашу Попова впервые посетила мысль о том, как это, наверное, удивительно и интересно — создавать такие приборы.
Неподалёку от посёлка находился горнодобывающий завод. Саша стал туда наведываться. Часами мог рассматривать станки, паровые машины и прочие механизмы. А по ночам штудировал учебники по физике и математике. К 1877 году, когда за плечами у Александра уже были духовное училище и семинария, молодой человек понял, что священство, к которому он относился с трепетом и уважением — всё же не его путь. Попов твёрдо решил связать жизнь с наукой. Особенно привлекала его электротехника. Исследованиями в этой, тогда ещё относительно новой области, Александр стал заниматься на физико-математическом факультете Петербургского университета. Способный студент, он уже к третьему курсу получил должность ассистента профессора. В 1880-м году Попова пригласили экспертом на первую Петербургскую электротехническую выставку. Чего там только не было! Телефон Бэлла, телеграф Якоби. Александр увлекательно и подробно рассказывал посетителям выставки о том, каким образом устроены и действуют все эти потрясающие изобретения. Мог ли он тогда представить себе, что очень скоро и сам сделает открытие, которое изменит мир?
В 1895 году Александр Степанович, к тому времени уже кандидат физических наук, читал курс гальванотхники в Кронштадтской морской военной академии. Именно тогда ему в голову и пришла мысль о возможности с помощью электромагнитных волн установить между кораблями постоянную и мгновенную связь. Взяв за основу грозоотметчик — прибор, созданный немецким физиком Генрихом Герцем — Попов разработал приёмник-передатчик электромагнитных колебаний и продемонстрировал его на заседании Русского физического общества. Сохранился протокол собрания, в котором сказано: «Несмотря на значительное расстояние и каменные стены, расположенные на пути распространения электрических волн, звонок прибора громко звучал». Завершая свой доклад, Попов заметил, что при дальнейшем усовершенствовании его прибор может быть применен к передаче сигналов на дальнее расстояние. 7 мая 1895 года — день, когда Александр Степанович представил свой прибор учёной общественности — с тех пор принято считать датой рождения радио.
Первая текстовая радиограмма с помощью приёмника Попова была передана уже в следующем году. Тогда она смогла преодолеть всего 250 метров. Но уже через пару лет Попов сумел увеличить это расстояние до нескольких сотен километров. Когда в 1899 году у шведского острова Готланд сел на мель российский броненосец «Генерал Апраксин», Попов из Кронштадта успешно провёл более четырёхсот сеансов радиосвязи с кораблём. Это помогло спасти судно.
Быть может, кто-то удивится, но всё, к чему мы привыкли в наши дни: телевидение, мобильная связь, интернет — вышло из того самого прибора, первого радиоприёмника Попова. С утренних радиопрограмм мы начинаем день, едем в автомобиле, ловя любимую волну. Изобретение не только является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и помогает решать важнейшие задачи в развитии технологий, в медицине, в военном деле и других отраслях. Александр Степанович, без сомнения, был бы этому очень рад. Ведь не зря он говорил: «Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я отдаю моей Родине».
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 мая. О святых воинах
Сегодня 7 мая. День памяти Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, пострадавших за Христа в III (3) веке.
О святых воинах, — протоиерей Константин Харитонов.