Евр., 311 зач., IV, 14 — V, 6.
Глава 4.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок важен с точки зрения понимания того, как первые христиане мыслили себе то, кем же был Иисус Христос. Апостол Павел прямо говорит о двойственной природе Спасителя.
С одной стороны, он подчёркивает Его божественность. Иисус, по его словам, «прошёл небеса». Эта на первый взгляд странная фраза может иметь два значения. В Священном Писании слово «небеса» нередко означает присутствие Бога. То есть, речь идёт о том, что Спаситель находится в особой близости к Самому Творцу. Но есть и ещё один смысловой нюанс. «Прошёл небеса» можно понимать как метафору особой силы и могущества Христа. Он так велик, что даже небеса не могут его удержать, поскольку слишком незначительны по сравнению с Ним.
С другой стороны, апостол Павел указывает на человеческое начало Иисуса. Христу было свойственно всё то, чем характеризуется наша природа, Он был во всём подобен людям. Единственного, чего в Нём не было, так это греха. Позже христианские богословы довольно детально прояснили эту мысль. По их словам, Господь испытал на Себе все последствия грехопадения первых людей: его тело было подвержено разного рода неблагоприятным воздействиям извне, Он спал, голодал, жаждал, Он плакал, Ему было больно, Он испытывал душевные муки. Наконец, Он умер на кресте. Однако при этом у Него не было греховных помыслов и колебаний между пороком и добродетелью. Он не находился в состоянии выбора между добром и злом, поскольку, будучи Богом, всегда непоколебимо шёл путём святости. Всякое его действие было целесообразно с точки зрения Божественного замысла.
Подобного учения в истории религиозной мысли мы больше нигде не встречаем. Есть представления о богах, которые становятся людьми на время, по сути, прикидываются ими ради достижения своих целей, оставаясь при этом по своей природе исключительно духовными существами. Есть представления о легендарных героях, которые претендовали на то, чтобы быть богами, но, по сути, продолжали быть в первую очередь людьми. Уникальность же личности Спасителя заключается в том, что Он Бог, Который сотворил мир, но в то же время такой же, как мы, настоящий человек. Божество и человечество таинственным и непостижимым для нашего ума образом соединились в Его личности навсегда.
И это имеет очень важное значение. Ведь наш Бог не могущественный и великий вселенский диктатор, который равнодушно наблюдает за нами с высоты, как мы порой наблюдаем за копошением насекомых в муравейнике. Ему прекрасно знакомы наши человеческие переживания и чувства. Он сострадает каждому из нас, как мы порой сострадаем самым близким и любимым людям. А потому всякий раз, когда мы обращаемся к Нему в своих молитвах, мы обращаемся не к далёкому вселенскому разуму. Мы говорим с Тем, Кто был на нашем месте. Кто прекрасно понимает, с какими трудностями и страданиями нам приходится сталкиваться каждый день. Пусть понимание этого в трудную минуту даст нам надежду и утешение. Ведь если Господь Сам прошёл этим скорбным путем и в итоге победил смерть, Он знает куда нас вести. Не будем сомневаться, именно сейчас Он совершает наше спасение, направляя нас по самому короткому пути домой к Небесному Отцу.
Как сказать человеку неприятную информацию
«Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор».
Вы, конечно, узнали знаменитую фразу из пьесы Николая Гоголя.
Городничий, объявляющий остальным персонажам нежелательную новость, делает очень даже правильно: тотчас и без обиняков. Если вам необходимо поделиться не самой приятной информацией, стоит обойтись без долгих вступлений. Лучше сразу сказать человеку правду, чем пытаться как бы подготовить его. Собеседник может встревожиться больше от недомолвок и напряжения, чем от самой новости.
Также важно говорить неприятные вещи с глазу на глаз. Не стоит примешивать к возможным нерадостным эмоциям еще и смущение перед другими людьми.
Следующий момент: это принять, что иногда приходится говорить близким или коллегам негативную информацию. Пожурить, выразить недовольство, отстоять своё мнение или рассказать грустные новости. Важно уметь сделать это, сохранив хорошие отношения.
Если вам необходимо уволить сотрудника или отказаться от услуг партнера, то я советую в подобных ситуациях перевести разговор на себя. Не говорите о его недостатках, а поясните, что именно ВАМ трудно сотрудничать с ним, что именно ВЫ не можете наладить совместную работу.
Если вам нужно сказать близкому человеку, например, ребёнку — что вы недовольны или разочарованы, то стоит также обратить внимание на собственные чувства. Например, вместо фразы: «Как же так! Ты не сделал уборку!» сказать: «Я расстроена, что ты забыл о своём обещании убрать в комнате». Таким образом, вы не нападаете и не вызываете желание защищаться, а просто делитесь эмоциями.
И еще один важный момент: даже если вы будете максимально корректны и чутки, есть большой шанс, что собеседник обидится. Но если он почувствует ваше неравнодушие и заботу, то эта ситуация не отразится на ваших отношениях.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как смайлики в письменной речи воздействуют на собеседника
С повседневным использованием интернета и соцсетей письменное общение постоянно видоизменяется. Игнорируются знаки препинания, предложения отправляются по частям, а не целиком, часто используются сокращения. И одним из важных инструментов интернет общения стали эмодзи, или смайлики.
Многие из нас не представляют себе переписку без этих эмоциональных помощников. Давайте же обсудим, насколько настроение беседы зависит от пиктограмм, то есть картинок-символов.
Предлагаю эксперимент. Представьте, что собеседник пишет вам такое сообщение: «Привет, ты можешь сегодня приехать ровно к восьми часам?» А теперь мысленно подставьте к этому нейтральному сообщению несколько эмодзи по очереди. Сначала смайлик с улыбкой, затем смайлик со сложенными просящими ладонями, а после — недовольный. Скажите, менялось ли ваше настроение от чтения сообщения с разными пиктограммами? Думаю, что большинство из вас скажет, что от смайлика зависит отношение как к сообщению, так и к его автору.
Я знаю людей, которые эмоционально реагируют на грустный смайлик и испытывают психологический дискомфорт. Они даже считают употребление таких эмодзи недопустимым в общении, поскольку это оказывает ментальное давление.
В общем можно сказать, что смайлики — это не просто знаки, а современный универсальный инструмент общения, и использовать его нужно аккуратно. Например, старайтесь не использовать слишком эмоциональные пиктограммы с малознакомыми людьми.
А также стоит подумать и о количестве эмодзи в вашей переписке. Переизбыток смайликов может досаждать собеседнику и отвлекать от смысла сообщения.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как язык воздействует на память. Что мы запоминаем и почему
От строения фразы зависит, что и как мы запоминаем. Это в ходе исследования предположили ученые-антропологи и лингвисты. Есть языки, такие, как английский, в которых основная часть стоит в начале, а потом идет сопутствующая информация. И тогда лучше запоминаются первые слова фразы.
А в других языковых системах основная информация вынесена в конец фразы. И носители данных языков, например, японцы, более эффективно запомнят то, что стоит в конце предложения.
О чем это говорит? О том, что наша память работает, исходя из особенностей языка. Мы запоминаем что-то лучше, а что-то хуже не всегда по собственному желанию, а из-за строения речи.
Но есть и универсальные свойства памяти. Лучше запоминается то, что мы видим. Поэтому нас с детства призывают читать книги, поскольку так наш мозг усваивает грамотное строение слов и предложений. Впоследствии, при написании текстов, у нас срабатывает языковая память. Изображения же помогают запомнить общую информацию, сюжет, контекст, поэтому детям и взрослым так нравится смотреть кино и видео.
И еще немного о памяти. В ходе многих научных экспериментов доказано, что лучше всего запоминаешь, когда проговариваешь усвоенные знания вслух. Если вы хотите уложить в память информацию, начните ею делиться с близкими: например, расскажите ребёнку о том, что вы узнали. Так он расширит свой кругозор, а вы потренируете память.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова