
Фото: Оптина пустынь
15 марта на 94-м году жизни отошел ко Господу схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Свято-Введенской Оптиной пустыни.
Своими воспоминаниями о нём делится главный редактор Радио ВЕРА Илья Кузьменков.
Я знал отца Илия-старца и общался с ним, при чем временами довольно близко и регулярно, на протяжении почти 25 лет. Я думаю, по-настоящему масштаб его христианской личности мы будем узнавать только теперь, потому что многое, что мы видели при его земной жизни, просто не произносилось, оставалось как бы под спудом. А теперь вот приходит время начать рассказывать, в том числе о сокровенном. Так же, как и его обширное влияние на российское общество на протяжении, наверное, последней III века, тоже будет понятно только спустя какое-то время на расстоянии. Сколько проектов реализовано по его благословению и при его поддержке, сколько храмов построено, сколько добрых дел совершено! Я думаю, только одному Богу это известно. Тысячи православных христиан считали его своим духовным наставником в России, находились с ним в личном и духовном общении. Как это вообще физически возможно? Непонятно. Но то, что невозможно человеку, как мы знаем, возможно Богу. То, что мы видели в батюшке, в общении с ним, говорило нам о том, что и в наши времена Господь являет через своих подвижников столько же чудес, ну, прямо называя вещи своими именами, чудес, как и в древние времена. Жень отца Илия — это сильнейшее укрепление нашей веры в Бога. Старец — это не просто седовласый, умудренный опытом пожилой человек, совет которого ценен. Это тот, кто открывает человеку волю Божию о нем. Иногда это неожиданно, иногда требуется усилие, чтобы это слово осознать и понять. Но это всегда благо для слушающего. Ходы событий моей жизни менялись по слову батюшки отца Илия. При первой же встрече он начал со мной разговор о волнующих меня проблемах, достаточно мелких, не помню, то ли деловых, то ли бытовых, но проблемах, которыми я даже ни с кем не делился, то есть это мое такое внутреннее знание. Таким образом, с первых минут общения батюшка показал мне, что ему открыто о человеке, в том числе и невидимое, практически все. При этом отец Илий, обладавший такими дарами, можно сказать, такой властью от Бога, был невероятно деликатным, бережным, скромным наставником. Никогда его благословение не ложилось грузом, но при этом значение его наставлений определяло жизнь человека. В свое время, например, он благословил меня вернуться из успешного бизнеса к журналистскому служению. Мне не просто давалось это решение, но таким образом, например, мое присутствие на радиоверсии сегодня было предопределено его словом. По его слову, мы стали фермерами, да много чего можно было бы еще рассказать, и, наверное, еще предстоит рассказать. Но бывал отец Илий и очень строго решителен в своих высказываниях, особенно когда дело касалось истории XX века и России. Его отношение к Красному проекту было абсолютно бескомпромиссным. Я думаю, многие из тех, кто знал Батюшку, согласятся, что тема выноса тела коммунистического вождя с Красной площади, с сердца нашей Родины, было одной из его, можно сказать, общественных миссий. Наша память о нем должна быть не только молитвенной, но и деятельной. Батюшка служил Богу, служил людям и служил России. И теперь, когда его нет с нами на земле, мы должны исполнить послушание завета, полученное от него. Исполнить их с особым усердием, тем более при его теперь молитвенной поддержке уже там, на небесах. Отче, спасибо тебе за твою любовь, за наставление, за терпение, за твои молитвы! Со святыми упокой, Господи, душу усопшего раба твоего, схиархимандрита Илия.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 111. Богослужебные чтения

Как найти в жизни настоящее и правильное утешение? Чтобы в сердце жила радость, в душе царил мир, и этот мир имелся и в отношениях с окружающими. Найти ответ нам поможет Священное Писание. А именно псалом 111-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 111.
1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.
2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.
4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.
5 Добрый человек милует и взаймы даёт; он даст твёрдость словам своим на суде.
6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
7 Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа.
8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
9 Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесётся во славе.
10 Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.
Псалом 111-й был, скорее всего, написан лично царём и пророком Давидом. Здесь ветхозаветный праведник рассуждает о природе истинного счастья. И утверждает, что найти в жизни настоящую, неизбывную радость возможно, только живя по заповедям Божиим. Или как читаем мы в псалме: «Блажен (то есть счастлив) муж (человек), боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его». Счастье, о котором пишет Давид, имеет не только духовное, но и вполне осязаемое проявление. Господь, как милостивый Родитель, даёт верным Ему людям хлеб насущный — проявляет Свою заботу, избавляя человека от страданий и нужды.
Конечно, такая помощь даётся не для того, чтобы мы самодовольно жили в роскоши, порочной неге. Безусловно, нет. Библия осуждает греховное стяжательство, превращение материальных благ в идола, которому человек начинает служить, забывая Бога. Речь о другом. О том, что Господь оказывает нам милость, даёт нам всё необходимое, чтобы мы могли и сами порадоваться и других порадовать. Давид, рассуждая о милосердии Творца, призывает и слушателей своих тоже быть милосердными: «благ он (служитель заповедей) и милосерд и праведен. Добрый человек милует и взаймы даёт; он даст твёрдость словам своим на суде».
Пророк Давид призывает нас не зацикливаться на собственных нуждах, помнить о том, что милосердные дары Божии нельзя скрывать. Если есть у тебя возможность, помоги неимущему. Если кого-то обидели, оскорбили, унизили, — встань на защиту. В этом и состоит библейское понимание праведности, чтобы чётко осознавать — если Господь посетил меня Своей милостью, значит, и я должен помиловать того, кто об этом меня просит. Царь Давид жил в жестокие времена Ветхого Завета, когда, в том числе, разрешалась и месть. Но всё же для пророка чрезвычайно важным было словом и делом служить милости Божией.
И не нужно бояться, что кто-то что-то подумает. Главное — прислушиваться к совести, ориентированной на заповеди Божии. Или как пишет Давид: «Праведник не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих». Под врагами пророк, в первую очередь, имеет в виду не личных недругов, а врагов Божиих, то есть тех, кто сами себя лишили дружбы с Творцом. Эти люди живут во грехе, не собираются каяться и других совращают на путь погибели. Таких людей (если не придут они в себя, не примут заповедей Божиих) ничего хорошего не ждёт. А именно: «Нечестивый будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет».
Но праведнику, верному заповедям, бояться нечего. «Он, — как пишет Давид, — расточил, роздал нищим». То есть не пожалел своей собственности для помощи бедным. И этот дар Бог не забудет — всё вернётся сторицей. Или как читаем мы в псалме: «Правда его пребывает во веки; рог его вознесётся во славе». Правда Божия способна утешить и насытить человеческое сердце, потому нужно стараться её держаться, быть ей верным, сохраняя и оберегая присутствие Господа в жизни.
Псалом 111. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 111. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 111. На струнах Псалтири
1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.
2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.
4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.
5 Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.
6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
7 Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.
8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
9 Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.
10 Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.
«Бумеранг добра»

Фото: Alina Matveycheva / Pexels
Валентина Ивановна, профессор университета, выпустила не одно поколение ученых-биологов, но они всё равно возвращались к ней, уже с наследниками. Даже когда она вышла на пенсию, её бывшие студенты были готовы доверить образование своих детей только любимому преподавателю. И она стала давать частные уроки для школьников у себя дома.
Своих детей, к сожалению, Валентине Ивановне баловать не пришлось. Поэтому каждого ученика она угощала всем тем, на что была щедра её огромная душа. Родители учеников пытались перевоспитать расточительную натуру Валентины Ивановны, но безуспешно. Поэтому старались не приводить детей с пустыми руками на урок.
Однажды, в качестве благодарности, принесли коробку конфет. Не простую, а трёхэтажную и столь эстетически совершенную, что Валентина Ивановна сочла себя недостойной даже её открывать. И подарила изумительный шедевр своей любимой подруге. Та как раз была многодетной бабушкой. Подруга была не жадной, но опытной, и спрятала конфеты «на подарок». Случай, требующий престижного подношения, наметился совсем скоро. Младшая внучка приболела и пришлось беспокоить лечащего семейного врача в позднее время. Конфеты перекочевали в новую семью. Но и там задержались недолго.
Через три дня, в праздник святителя Николая, 12-летняя дочь побеспокоенного врача Маша подарила их любимой преподавательнице по биологии. Когда Валентина Ивановна взяла в руки хорошо знакомые ей конфеты всего через неделю после расставания с ними, то в замешательстве посмотрела на небо. Утром, за завтраком, она угостила лакомством мужа, чем немало его удивила. «Сегодня можно, нам разрешили», — улыбнулась Валентина Ивановна.
Текст Виктории Каушанской читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе