— Катя, может, пойдём уже? Смоленский музей-заповедник огромный, а ты застыла у одной картины!
— Сейчас, ещё минуточку. Я так люблю работы Сергея Виноградова...
— Да, у него есть достойные полотна. Парижское кафе ночью или один из крымских пейзажей. А здесь-то чего смотреть? Нищие у церковной ограды. Тоже мне, объект для любования! Мне кажется, кроме тебя это никому понравиться не может.
— Не может, думаешь? А вот давай спросим у кого-нибудь. Да вот, хотя бы у этого мужчины!
— Ну, спроси ради эксперимента.
— Простите, пожалуйста, можно вам вопрос задать?
— Мне? Конечно же, спрашивайте!
— Скажите, вам нравится картина Сергея Виноградова «Нищие у церковной ограды»?
— Конечно! Разве может не радовать поток солнечного света, озаряющий бледное северное небо, длинные тени на нежной весенней траве? А посмотрите на деревянную церковь с высокой крышей. Я благодарен Виноградову, что в 1899 году он тщательно зарисовал такие интересные детали, как шестигранная колокольня над притвором, полукруглая арка над воротами. В наши дни, когда таких храмов сохранилось немного, очень важно каждое свидетельство о них.
— Совершенно с вами согласна!
— Но позвольте, вы описываете задний план картины, а на переднем — нищие в лохмотьях. Именно они — главные герои изображения. И как ими можно любоваться — не понимаю!
— А вы прислушайтесь к слову, которое только что произнесли. В слове любоваться корень — любовь. Вот с любовью и стоит смотреть на страдальцев, выстроившихся в ряд перед храмом в ожидании милостыни. Именно к этому и призывает нас живописец.
— Но хорошая картина должна не будоражить душу, а радовать взгляд!
— А Сергей Виноградов считал, что живопись должна не только соответствовать эстетическим требованиям, но и будить в сердцах добрые чувства — сострадание, милосердие. Он старался показать, что ценность жизни человека не зависит от его социального положения. Потому героями холстов Виноградова и становились соотечественники, оказавшиеся в трудных обстоятельствах. Как эти нищие, например.
— Но картина Сергея Виноградова и эстетически прекрасна! И нищие на полотне красивы. Посмотрите, к примеру, на дедушку с седой бородой, что стоит с краю в поношенном пиджаке. В его облике такое... Спокойствие? Величие? Не могу подобрать слово.
— Смирение. Человек, который прошёл через испытания и не обозлился, становится ближе к Богу. К святости. Рядом с такими людьми теплее на душе.
— Но почему я ни красоты таких вот людей не вижу, ни тепла рядом с ними не чувствую? Только раздражение. У меня что, не хватает чего-то? Это уже никак не изменишь?
— Я, право, не знаю, что вам сказать. Попробуйте представить, что страдающий человек — это вы, только в других обстоятельствах. Что это вам на долю выпало сиротское детство, бездомная жизнь, одинокая старость, болезни и беды. И может быть, то, что сейчас кажется вам никчёмностью, предстанет тяжкой ношей, крестом, нелёгким трудом, достойным уважения. И сочувствие заставит вас с симпатией вглядываться в лица нищих у церковной ограды на картине Сергея Виноградова.
«Картину Сергея Виноградова „Нищие у церковной ограды“ можно увидеть в Смоленском государственном музее-заповеднике».
Коробка с игрушками

Фото: ViTa / Pexels
Ранним утром последнего командировочного дня еду на рынок Нальчика. Хочется купить сувениры. Когда была в этом городе в прошлый раз, приглянулись маленькие вязанные игрушки. Их вяжет женщина. Изделия у неё получаются милыми и добрыми. Как будто часть её душевного тепла переходит аккуратными петельками в лица куколок, мордочки зайцев, мишек.
Приближаясь к заветному ряду, вижу знакомый силуэт. Женщина стоит ко мне спиной, заботливо поправляя товары на прилавке. Подхожу, здороваюсь. Выбираю зайку в зелёном платье для средней дочери и медвежонка в красных шортах для сына. Осталось выбрать подарок для младшей. Взгляд падает на игрушки в небольшой коробке. Маленькие куколки, лежащие в ней, похищают на мгновение моё сердце. Аккуратно беру коробку и подношу ближе к глазам, чтобы рассмотреть игрушки.
Хозяйка витрины объясняет, что куколок вяжет её знакомая. Она находится сейчас на длительном лечении в больнице, и делает их, чтобы иметь возможность отблагодарить тех, кто ей помогает. Покупаю несколько, хочется хоть как-то поддержать болеющего человека. Одну подарю младшей дочке, остальных — детям подруги.
Покидаю рынок через ряды цветастых варежек, пуховых платков и направляюсь к автобусной остановке. И сердце согревает мысль, что в пакете у меня не просто игрушки, а связанное кем-то тепло.
Текст Екатерина Миловидова читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
20 февраля. О милосердии и справедливости

Сегодня 20 февраля. Всемирный день социальной справедливости.
О милосердии и справедливости — настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Это, конечно, очень важно, чтобы справедливость и правда были вокруг нас и в нас самих. Наверное, больше не справедливость даже, а правда. Правда Божия. Потому что у каждого своя правда. Если каждый начнёт жить по своей правде, то ни о какой социальной справедливости и речи быть не может.
Но святые отцы учат нас, чтобы мы больше были милосердны, чем справедливы. Потому что милосердие — это область добра. И мы должны всегда стремиться, когда видим, что где-то с нами поступают несправедливо, где-то, может быть, что-то выходит не так, как бы нам хотелось, где-то нас ущемляют, — не раздражаться, не обижаться, не таить злобу, а поступать милосердно. Прощать всякого такого человека. От души.
Других вариантов нет. У нас два варианта: или злиться, или прощать. Так лучше прощать. И Господь, видя наше милосердие, воздаст нам по справедливости, каждому по Его милосердию. Каждое наше сердце и нашу жизнь. Обогатит нас гораздо больше, чем мы думали.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 февраля. О традиции целования руки епископу или священнику
О традиции целования руки епископу или священнику — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В последней книге Библии «Откровение» Иоанн Богослов, приняв повеление от Ангела записать слова о блаженстве пребывающих с Господом, сказал: «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему, но он сказал мне: „Смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, Богу поклонись“». Это и другие места Священного Писания указывают нам, что поклоняться в Духе и Истине мы должны только единому Богу, так называемое Богопоклонение.
А тому, что в этом мире освящено Божественной благодатью, например, иконам или мощам святых, мы должны оказывать достодолжное или относительное поклонение. Поклонение святыням переходит в Богопоклонение Божественной благодати, которая почивает на них.
Так как пресвитер в Таинстве Священства принимает благодать, которая имеет преемство от самих апостолов, то ему также воздаётся достодолжное поклонение. Выражается это через целование его рук; этой традиции столько же лет, сколько существует институт священства.
Христианин, принимающий невидимое благословение священника, получает от него Божию благодать и воздаёт благодарность, поклонение Богу за этот дар посредством целования руки иерея.
Все выпуски программы Актуальная тема











