К художнику Василию Поленову настоящая любовь пришла в 40 лет. Он уже отчаялся повстречать близкого по духу человека. Но появилась Наталья Якунчикова и нахлынуло то самое чувство, которое сделало Поленова счастливым. Наталья Васильевна и сама способная художница, после замужества целиком посвятила себя семье. Друзья Поленовых говорили, что другой такой жены, как Якунчикова, было не найти, а среди спутниц художников и подавно.
Василий Поленов вырос в петербургской дворянской семье. Талантливый мальчик рисовал с раннего детства, делал успехи и всё же по окончании гимназии поступил в Университет. Но живопись не бросал, параллельно учась в Академии художеств. Закончил её Василий с золотой медалью и отправился стажироваться в Италию. В Риме Поленов влюбился в Марусю Оболенскую. Но девушка скоропостижно скончалась, заболев корью. Вернувшись в Россию, Поленов стал ухаживать за певицей Марией КлимЕнтовой. Но и это увлечение ни к чему не привело, художник был на грани отчаяния.
Измученный Поленов искал утешения в Абрамцево - усадьбе своего друга Саввы Мамонтова. Приезжал туда грустный и расстроенный, и не видел, что за ним пристально наблюдает молодая девушка - Наташа Якунчикова. Она влюбилась в Поленова, который был старше её на 14 лет. «Его образ неразлучен со мной во всех моих думах, во всех моих действиях», - писала Наташа сестре. Но Поленов не замечал девушку и она даже не мечтала о взаимности. Как ни странно, помогла совместная работа. Поленов проектировал церковь в Абрамцево. Её нужно было украсить вышитыми хоругвями. Вышивать поручили Наташе, а рисунки делал Поленов. В один из дней девушка, не выдержав, призналась Василию Дмитриевичу в любви. Поленов от неожиданности растерялся. Наташа была для него просто милой девочкой. Но ему рядом с ней было хорошо и спокойно. Как будто ангел-хранитель появился. И художник сделал Наташе предложение. Первым венчанием в абрамцевской церкви стало венчание Поленова и Якунчиковой.
После свадьбы вместе с Наташей Поленов уехал в Рим писать картину «Христос и грешница». Работа шла трудно, но Наталья Васильевна по мере сил помогала мужу. Шила костюмы для натурщиков. И мягко, но неуклонно подталкивала Поленова к тому, чтобы он не увлекался формой, а больше работал над содержанием. Картина была написана и так понравилась императору Александру Третьему, что он купил её за тридцать тысяч рублей – неслыханные по тем временам деньги. На них художник приобрёл усадьбу на берегу Оки. В первый паз Поленов увидел эти места с борта парохода. Ему очень полюбились высокие холмы, леса, поля и деревеньки, и тогда он с вдохновением написал жене такие слова: «Мечтаю я об домике на берегу Оки, об том, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека».
Мечты скоро стали явью. Поленов выкупил землю. Сам спроектировал дом. Наталья Васильевна была незаменимой помощницей мужу и чудесной матерью детям. Их в семье родилось шестеро. В доме постоянно звенел смех, здесь никому не было тесно: ни хозяевам, ни гостям. Поленов говорил, что дом начинает быть домом, когда удобен для всех, кто в нём живёт. Даже лестницу на второй этаж, художник продумал до мелочей. Домашние называли её «всегонАрием», так как по ней гоняли все кому не лень.
Пока дети были маленькими, Наталья Васильевна отдавала им всё своё время и внимание. Когда же они подросли, занялась общественными делами. Поленовы выстроили две сельские школы. В одной из них Наталья Васильевна открыла театральный зал для самодеятельных спектаклей и стала их первым режиссёром. А Василий Дмитриевич обучал живописи крестьянских детей, возвёл в ближайшей деревне церковь, устроил для жителей диораму - кругосветное путешествие в 70-ти картинках. Художнику тогда было уже 76 лет. И крестьяне так любили семью Поленовых, что в революцию не тронули усадьбу.
До конца своих дней прожили Василий и Мария Поленовы в мире и согласии. В доме, в котором великий русский художник обрёл то, о чём так долго мечтал: любовь на всю жизнь и семейное счастье.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.