В тысяча семьсот семьдесят пятом году молодой епископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) возглавил Архангельскую епархию. В предшествующие годы архиереи менялись здесь очень часто, что плохо сказывалось на состоянии дел. Епархиальный дом был ветхим, духовенство малограмотным, а миряне — не сведущими должным образом в истинах веры. На приходах не хватало духовной литературы и даже Священного Писания.
Владыка Вениамин, выпускник и бывший ректор петербургской Александро-Невской семинарии, деятельно приступил к исправлению ситуации. Особенно он заботился о духовном образовании, развитии церковной проповеди, правильном, благоговейном совершении богослужений. Епископ Вениамин заказал в Москве множество экземпляров Библии и обеспечил Священным Писанием все приходы. Священников он призывал читать Библию с прихожанами и объяснять смысл прочитанного. Также владыка составил и издал «Священную историю для малолетних детей».
Епископ Вениамин обеспечил строительство нового епархиального дома, привёл в образцовое состояние Архангельскую семинарию, в которой осуществлялось преподавание новых на то время предметов — немецкого и французского языков, истории и географии.
В тысяча семьсот семьдесят девятом году епископ Вениамин совершил большой объезд всей епархии. Особое впечатление на него произвело посещение приполярных мест, где жили кочевники-ненцы, или, как их тогда называли, самоеды. «С тысяча семьсот семьдесят девятого года начал я, — писал архиерей, — иметь старание об обращении в христианство самоедов, которые к стыду нашему в идолопоклонстве поныне пребывают». По инициативе владыки несколько десятков ненецких детей, в том числе сирот, были приняты на обучение в школы, некоторые из них даже стали семинаристами. Однако эти немногие семинаристы умерли от эпидемии, и планы владыки Вениамина по подготовке священников из числа самоедов не реализовались.
Особое попечение архангельский архиерей имел о старообрядцах. В то время, с одной стороны, многие старообрядцы тяготились отсутствием духовенства. С другой стороны, государственные власти и Русская Православная Церковь искали пути исцеления раны раскола. Епископ Вениамин разрешил священникам совершать требы для тех староверов, которые признавали Православную Церковь и тем самым фактически вышли из раскола.
Архангельский архиерей также боролся с сектой духоборов, которые тогда активно распространялись в России. Духоборы отрицали Церковь и основные истины христианства, верили в переселение душ. Епископ Вениамин обличал их учение как во время проповедей в храмах, так и в личных беседах с сектантами.
К слову, владыка являлся очень открытым по тогдашним меркам архиереем, он даже запрещал под угрозой наказания, чтобы ему кланялись в ноги, что тогда считалось вполне обычным. «Он кроток словом и делом. — Свидетельствовал позднее архимандрит Иринарх из Нижегородской епархии. — Духом кротости обращал к себе. Был благочестив без лицемерия, дружелюбен без хитрости, приветлив без лицеприятия».
В тысяча семьсот девяносто восьмом году епископа Вениамина перевели на Нижегородскую кафедру. За двадцать три года Архангельская епархия его трудами благоустроилась. Возвели множество новых храмов: если до владыки Вениамина в епархии действовал двести шестьдесят один храм, то при нём их стало уже четыреста пятьдесят пять.
Успехи архиерея оценила сама императрица Екатерина Великая, удостоившая его золотой панагии с драгоценностями. Среди жителей Архангельской губернии епископ Вениамин, много занимавшийся просвещением и благотворительностью, тоже обрёл большое уважение. «Прошу всех помнить меня в молитвах, — писал он, прощаясь с паствой, — взаимным образом и я, где Бог ни определит, хвалиться всеми и усердствовать о благе каждого обязанным себя почитаю».
На Нижегородской кафедре владыка, уже в сане архиепископа, служил до своей кончины в тысяча восемьсот одиннадцатом году.
Архиепископ Вениамин с особой любовью и благоговением относился к православному богослужению. Им написана книга, до сих пор входящая в программу семинарского образования: «Новая Скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных». «Священнослужение нашей православной Церкви рождает в смиренных душах благоговейные чувствования», — сказано в книге. Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) призывает иметь «священный восторг», «сокрушенное сердце» и притом разумно, с пониманием происходящих священнодействий относиться к богослужению. И это его своеобразное послание сохраняет непреходящую актуальность для православных христиан.
Мудрость царицы

Фото: Ani Adigyozalyan / Unsplash
Жил-был царь, у которого был единственный сын Вачаган. Пришла пора царевичу жениться, но никак он не мог девушку по сердцу найти.
Отправился как-то Вачаган на охоту и оказался возле далёкого, затерянного в горах селения. Усталый, сел он отдохнуть у родника.
Был жаркий полдень, и к источнику то и дело подходили крестьянские девушки с кувшинами на плечах. Царевичу нестерпимо хотелось пить, и он попросил у них воды.
Одна девушка с готовностью наполнила кувшин и протянула его Вачагану, но другая, нахмурив брови, взяла кувшин из рук подруги и вылила воду обратно. Первая девушка снова наполнила водой сосуд, а вторая снова опорожнила его, и так продолжалось шесть раз. У юноши от жажды во рту пересохло, он не мог дождаться, когда же, наконец, ему дадут напиться. Лишь наполнив кувшин в седьмой раз, строгая красавица подала его царскому сыну.
— Что за странную игру ты затеяла? Почему сразу не дала мне напиться? — спросил царевич, утолив жажду. — Хотела подшутить надо мной?
— У нас не принято обижать путников, — спокойно сказала девушка. — Просто я увидела, что ты устал от жары, раскраснелся на палящем солнце, и решила, что холодная родниковая вода может тебе повредить. Я медлила, чтобы ты немного отдохнул и остыл.
— Твоя красота сочетается с добротой и мудростью. Кто ты? Как тебя зовут? — удивился царевич.
— Мариам, — ответила девушка. — Мой отец — пастух нашего села.
— Как жалость, что ты не из княжеского рода! — воскликнул Вачаган.
— Почему же? Разве не пастухами были Авраам, Моисей, Давид и другие любимцы Господа? Род пастырей — самый древний и почётный на земле, — улыбнулась Мариам и пошла по тропинке домой.
Вернувшись во дворец, Вачаган объявил отцу, что хочет взять в жёны Мариам — дочь пастуха, и в своём решении был непреклонен. Тогда царь сел на коня и сам отправился в дальнее горное селение, чтобы что-то узнать об избраннице сына.
И вот что удивительно: чем выше он поднимался в горы, тем чаще ему встречались камни и стволы деревьев, покрытые какими-то письменами. Остановившись на привал, царь заметил неподалёку крестьянина, который старательно выводил углём буквы на валуне.
— Что ты пишешь? Зачем? — спросил его царь.
— Священник сказал, что мы должны читать и понимать Евангелие, и одна девушка в нашем селе, Мариам, учит нас грамоте, — сказал крестьянин. — Все наши крестьяне и пастухи умеют читать и писать. И вот что она придумала: один пишет несколько строк из Евангелия, а другой их продолжает... Теперь все наши горы и ущелья наполнились молитвой.
«Эта дочь пастуха и впрямь обладает мудростью царицы», — подумал царь и повернул обратно во дворец, чтобы начать подготовку к свадьбе.
(по мотивам армянской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Кот и мыши

Фото: Oxana Golubets / Unsplash
Жил во дворе одного дома кот. А под полом этого дома жили мыши. Пока молод был кот и ловок, он не давал мышам спуску и каждый день ловил их. Но пришло время — кот состарился. Мыши разгулялись, вокруг его лап ходят, а кот их уже поймать не может.
И придумал тогда кот хитрость. Вышел он как-то утром в центр двора и крикнул:
— Эй, мышиное племя, я объявляю вам перемирие. Выходите!
Не поверили ему мыши, не вышли.
Кот второй раз позвал:
— Не съем я вас. Говорить будем.
И вот сначала одна, потом другая мышь выбрались из углов. Облизнулся кот, увидев сколько их ещё живёт в его доме, и произнёс с большим чувством:
— Мыши! Я вас обижал, не скрою, но отныне не буду я вас больше есть!
Обрадовались мыши такому известию, и только старая мышь недоверчиво спросила:
— И что же мы будем должны за такую милость?
— Вы будете платить мне уважением, — сказал кот. — И всякий раз при встрече со мной кланяться.
— Будем тебя уважать, будем кланяться! — со всех сторон запищали мыши.
— А вдруг кто-то из вас не станет этого делать? — спросил кот. — Как я смогу проверить? Давайте так: утром и вечером вы будете выстраиваться в шеренгу, проходить мимо меня и с поклоном приветствовать. Тогда я точно буду знать, что вы все меня уважаете.
— Не соглашайтесь. Нельзя верить котам! — воскликнула старая мышь, но никто не захотел её слушать.
Мыши выстроились в ряд и прошли мимо кота, кланяясь. Кот схватил последнюю мышку и съел. А так как она шла последней, никто этого и не заметил.
Снова зажил кот привольно. Дважды в день мыши мимо него проходили, и так потом спешили в кладовые попасть, что не замечали пропажу.
Но старая мышь стала следить за котом, и увидела, что мышиное племя уменьшается. Позвала она своего племянника — маленького шустрого мышонка — и научила, что нужно делать, чтобы уличить обманщика.
Вот выстроились как-то утром мыши: самым первым в ряду племянник встал, а последней — старая мышь. Прошли мыши всем строем перед котом, и тут мышонок громко позвал:
— Тётушка, ты где?
— Я здесь, последней иду! — отозвалась старая мышь.
Испугался кот, что на этот раз мыши заметят пропажу, и не стал никого трогать. Ладно, думает, дождусь вечера, и уж тогда наемся вволю.
Вечером мыши мимо кота пошли к норе спать. Теперь старая мышь встала впереди, а её племянник замыкал шествие. Кот уже лапу к нему протянул, но тут старая мышь позвала:
— Племянничек, ты где?
— Я тут, последним иду! — отозвался мышонок.
Не выдержал голодный кот, прыгнул на мышонка, но не смог поймать —племянник старой мыши оказался проворнее. Разбежалось в страхе мышиное племя, и с тех пор коту больше никто не верил.
Все благодарили старую мышь за спасение. Кто старших слушает, того опасности стороной обходят.
( по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Кокша-богатырь

Фото: B Basic / Unsplash
Было это давно. Жил в одной стране злой властитель Вараш, силой подчинивший весь народ. Охотники промышляли для него белку, лису и горностая, бортники приносили лучший мёд и воск, а бедные земледельцы отдавали почти весь свой урожай. Тех же, кто власти Вараша не подчинялся, его слуги нещадно наказывали и убивали, и не было у людей защиты.
Но вот в одном селе у бедных родителей на свет появился мальчик. Назвали его Кокша. Отец сплёл из лыка колыбельку, подвесил поближе к очагу, и каждую ночь мать пела сыну песни о славном прошлом.
Однажды ночью возле колыбельки появились и склонились над ребёнком три богатыря из старинных песен.
— Возьми, Кокша, мою силу, а смелости научит тебя отец, — сказал богатырь Кугурак.
— Бери, Кокша, мою ловкость, а доброту ты получишь от своей матери, — промолвил богатырь Чоткар.
— Я отдаю тебе свою мудрость, Кокша, а любить нашу землю тебя научит народ, — произнёс богатырь Актапыр, после чего они разом исчезли.
Стал Кокша расти не по дням, а по часам, и скоро превратился в высокого, широкоплечего юношу. Отец дал ему лук и стрелы, как и подобает охотнику. Кокша натянул тетиву и пустил стрелу вверх. Улетела стрела выше облаков и не вернулась на землю. По всей округе разнеслась молва о том, что в стране появился чудо-богатырь и народный защитник.
Донесли об этом Варашу, и тот решил погубить парня хитростью. Кокша часто уходил на охоту в лес, возвращаясь домой самой короткой дорогой. И в том месте, где Кокша переходил реку, слуги Вараша сделали прорубь, дождались, когда мороз затянет её ледком, и сверху засыпали снегом. Возвращаясь с охоты, усталый, но с богатой добычей Кокшаа провалился под лёд и стал тонуть. Захлебнулся он водой и совсем было потерял сознание, но вдруг услышал голос:
— Вспомни о силе Кугурака. Встань на дно и оттолкнись.
И слуги Вараша с изумлением увидели, как лёд вспучился, раскололся на несколько частей, и Кокша вышел на берег.
«Не вода, так сильный мороз его доконает, ведь здесь негде обсушиться», — решили они.
Понял и Кокша, что замерзает. Одежда его сразу обледенела. Но тут он услышал голос:
— Вспомни о ловкости Чоткара! Вставай на лыжи и беги.
Кокша надел лыжи и во весь дух помчался к дому, так что даже ещё и согрелся.
Узнал он, что прорубь — дело рук Вараша, и решил расквитаться со злодеем. Но тут его снова окликнул голос:
— Вспомни о мудрости Акпатыра! Не бейся один, а собери друзей, подними на врага весь свой народ.
Целое войско из мужчин собралось во главе с Кокшой-богатырём, и наконец-то изгнали они из страны Вараша со всеми приспешниками.
Народ объявил Кокшу своим вождем, и он так сказал: «Мы одержали победу, потому что со мной была сила, ловкость и мудрость наших предков. Будем всегда о них помнить!»
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки