В тысяча семьсот семьдесят пятом году молодой епископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) возглавил Архангельскую епархию. В предшествующие годы архиереи менялись здесь очень часто, что плохо сказывалось на состоянии дел. Епархиальный дом был ветхим, духовенство малограмотным, а миряне — не сведущими должным образом в истинах веры. На приходах не хватало духовной литературы и даже Священного Писания.
Владыка Вениамин, выпускник и бывший ректор петербургской Александро-Невской семинарии, деятельно приступил к исправлению ситуации. Особенно он заботился о духовном образовании, развитии церковной проповеди, правильном, благоговейном совершении богослужений. Епископ Вениамин заказал в Москве множество экземпляров Библии и обеспечил Священным Писанием все приходы. Священников он призывал читать Библию с прихожанами и объяснять смысл прочитанного. Также владыка составил и издал «Священную историю для малолетних детей».
Епископ Вениамин обеспечил строительство нового епархиального дома, привёл в образцовое состояние Архангельскую семинарию, в которой осуществлялось преподавание новых на то время предметов — немецкого и французского языков, истории и географии.
В тысяча семьсот семьдесят девятом году епископ Вениамин совершил большой объезд всей епархии. Особое впечатление на него произвело посещение приполярных мест, где жили кочевники-ненцы, или, как их тогда называли, самоеды. «С тысяча семьсот семьдесят девятого года начал я, — писал архиерей, — иметь старание об обращении в христианство самоедов, которые к стыду нашему в идолопоклонстве поныне пребывают». По инициативе владыки несколько десятков ненецких детей, в том числе сирот, были приняты на обучение в школы, некоторые из них даже стали семинаристами. Однако эти немногие семинаристы умерли от эпидемии, и планы владыки Вениамина по подготовке священников из числа самоедов не реализовались.
Особое попечение архангельский архиерей имел о старообрядцах. В то время, с одной стороны, многие старообрядцы тяготились отсутствием духовенства. С другой стороны, государственные власти и Русская Православная Церковь искали пути исцеления раны раскола. Епископ Вениамин разрешил священникам совершать требы для тех староверов, которые признавали Православную Церковь и тем самым фактически вышли из раскола.
Архангельский архиерей также боролся с сектой духоборов, которые тогда активно распространялись в России. Духоборы отрицали Церковь и основные истины христианства, верили в переселение душ. Епископ Вениамин обличал их учение как во время проповедей в храмах, так и в личных беседах с сектантами.
К слову, владыка являлся очень открытым по тогдашним меркам архиереем, он даже запрещал под угрозой наказания, чтобы ему кланялись в ноги, что тогда считалось вполне обычным. «Он кроток словом и делом. — Свидетельствовал позднее архимандрит Иринарх из Нижегородской епархии. — Духом кротости обращал к себе. Был благочестив без лицемерия, дружелюбен без хитрости, приветлив без лицеприятия».
В тысяча семьсот девяносто восьмом году епископа Вениамина перевели на Нижегородскую кафедру. За двадцать три года Архангельская епархия его трудами благоустроилась. Возвели множество новых храмов: если до владыки Вениамина в епархии действовал двести шестьдесят один храм, то при нём их стало уже четыреста пятьдесят пять.
Успехи архиерея оценила сама императрица Екатерина Великая, удостоившая его золотой панагии с драгоценностями. Среди жителей Архангельской губернии епископ Вениамин, много занимавшийся просвещением и благотворительностью, тоже обрёл большое уважение. «Прошу всех помнить меня в молитвах, — писал он, прощаясь с паствой, — взаимным образом и я, где Бог ни определит, хвалиться всеми и усердствовать о благе каждого обязанным себя почитаю».
На Нижегородской кафедре владыка, уже в сане архиепископа, служил до своей кончины в тысяча восемьсот одиннадцатом году.
Архиепископ Вениамин с особой любовью и благоговением относился к православному богослужению. Им написана книга, до сих пор входящая в программу семинарского образования: «Новая Скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных». «Священнослужение нашей православной Церкви рождает в смиренных душах благоговейные чувствования», — сказано в книге. Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) призывает иметь «священный восторг», «сокрушенное сердце» и притом разумно, с пониманием происходящих священнодействий относиться к богослужению. И это его своеобразное послание сохраняет непреходящую актуальность для православных христиан.
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.