— Маргарита Константиновна, добрый день!
— Здравствуйте, Владимир Николаевич. День сегодня и в самом деле прекрасный — солнечно, безветренно, нежарко. Вышли воздухом подышать?
— Да, освежиться решил. А чтоб нескучно было, взял с собой отцовскую коллекцию марок.
— О, как интересно!
— Ещё бы! Здесь такие экземпляры есть, доложу я вам! Вот, взгляните только — английская марка , 1967 год. Молодая женщина с младенцем нарисована и надпись — Мурилло. Номинал — четыре пенни. А сейчас, наверное, больших денег стоит.
— Я, к сожалению, не разбираюсь в филателистике. А вот картина, изображённая на марке, мне знакома. Это «Мадонна в облаках» испанского художника семнадцатого века Бартоломе Эстебана Мурильо.
— Эк я его фамилию переврал, неудобно. Должно быть, хороший человек был. Вон, как он мать изобразил — облик нежный, взгляд кроткий. И ребёнка, что стоит у неё на коленях, она поддерживает бережно, но не властно. Надо жизнь понимать, чтоб так нарисовать.
— Это вы верно заметили, Владимир Николаевич. Художнику удалось передать основную черту Богородицы — кротость.
— Богородицы?? Так это что же получается — икона? Вот бы никогда не подумал!
— Да, привычная для нас иконопись византийского образца сильно отличается от испанской, итальянской церковной живописи семнадцатого века. Присущий европейским художникам того времени стиль барокко призван будить чувства, будоражить эмоции, тогда как иконы в наших храмах помогают унять шум в голове и сердце, сосредоточиться. Но, пожалуй, именно эта картина Мурильо написана сдержанно, целомудренно.
— И всё-таки я не представляю, что перед ней можно молиться. Вот вы смогли бы?
— Молиться — едва ли. Образ младенца Иисуса здесь передан слишком сентиментально. А ещё мне мешал бы тревожный оранжевый фон. Облака на картине грозовые, явно предвещающие бурю. С другой стороны, эта деталь побуждает задуматься о грядущих страданиях Богородицы, когда Её Сын взойдёт на Крест, а Она будет стоять у подножия Распятия.
— А эта картина именно для храма была написана?
— Все религиозные полотна Бартоломе Эстебана Мурильо предназначались для храмов, и «Мадонна в облаках» тоже. Жизнь художника от рождения до смерти была связана с Церковью. Он родился в Севилье в доме, который принадлежал монастырю — его родители снимали там комнаты. В пожилые годы, овдовев, Бартоломе вступил в монашеское братство. И умер он, упав с лесов, когда расписывал алтарь в храме.
— Послужил человек Богу своим искусством. А где он учился рисованию?
— В отрочестве брал уроки у своего земляка, художника Хуана дель Кастильо. А в двадцать четыре года отправился в Мадрид, где стал учеником прославленного мастера Диего Веласкеса. Вернувшись на родину в 1645 году, Бартоломе получил первый крупный заказ от францисканской монашеской общины. И с радостью взялся за работу, чтобы показать землякам, чему научился.
— И как, довольны остались севильцы?
— О, да! Картины молодого художника понравились и францисканцам, и горожанам. Монахам он угодил проникновенностью изображения библейских и житийных сюжетов. А простые люди радовались, видя в ликах святых знакомые черты. Во всех религиозных образах у Мурильо узнаются испанские типажи. Мадонна в облаках, обратите внимание, тоже похожа на испанку.
— А вживую где-нибудь можно увидеть работы этого художника?
— Богатая коллекция картин Мурильо сохранилась в его родной Севилье. Произведения художника представлены также в музеях Мадрида, Парижа, Мюнхена, Дрездена, Будапешта, Лондона, Берлина. «Мадонна в облаках» находится в Амстердаме, в Королевском музее искусств. В Санкт-Петербурге в Эрмитаже выставлено жанровое полотно Мурильо «Мальчик с собакой». А у нас в Москве в Пушкинском музее я видела его картину «Архангел Гавриил».
— Непременно схожу в Пушкинский, спасибо. Надо же — прямо не марка в отцовом альбоме оказалась, а билет в мир живописи. И вы в нём, Маргарита Константиновна — проводник.
— Эта миссия для меня отрадна! Особенно мне нравится рассказывать о произведениях искусства, связанных с историей христианства. Таких, как «Мадонна в облаках» Бартоломе Эстебана Мурильо.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер