Когда мы с Богом — всё становится иначе, жизнь преображается. И даже дикие животные чувствуют это наше мирное состояние, — как на картине Михаила Нестерова «Три старца», сюжет которой художник увидел воочию на Соловецких островах.

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Здравствуй, Настенька! Очень рада видеть тебя в Третьяковской галерее!
— Я сейчас слушала, как вы вели экскурсию, и поняла, что картина может быть интересной, ну вот как... Как кино!
— Это верно! Внимательному зрителю произведение искусства может поведать и о своём создателе, и о времени, в котором появилось. Да много ещё о чем!
— Так хочется узнать побольше о картинах Нестерова — мне очень нравится этот художник!
— С радостью расскажу тебе всё, что знаю! Какое полотно тебя особенно заинтересовало?
— Вот это — где на поляне над рекой сидят три старичка, а из леса к ним выходит лисичка.
— Интересно, что ты сейчас назвала два устоявшихся названия картины — «Три старца» и «Лисичка». Сама люблю это произведение. Давай подойдём к нему поближе. Только посмотри, с какой проникновенностью художник передал красоту северной природы! Невозможно налюбоваться холодной гладью Белого моря, синими вершинами дальних островов, нежной зеленью травы, тонкими, словно струны, стволами берёз.
— Кажется, что так не бывает. Как в сказке.
— Но, тем не менее, всё это Михаил Васильевич видел наяву. В 1901 году он посетил Спасо-Преображенский монастырь на Соловецких островах. И старцы на картине — монахи этой обители.
— Но лисичку-то художник придумал?
— Вовсе нет. Нестеров путешествовал по монастырским скитам — маленьким иноческим общинам, скрытым от людей на островах и в лесной глуши. В одном из таких уединённых мест он и увидел лисичку, которая доверчиво приблизилась к стареньким монахам. Этот случай вдохновил художника писать картину.
— Наверное, у старичков что-то вкусное было в той кругленькой расписной коробочке, что стоит рядом с ними?
— Едва ли, Настя. Одно из монашеских правил — воздержание в пище. Старцы уж точно не стали бы носить с собой какие-то лакомства. В коробе у них, вероятнее всего, просфоры — богослужебный хлеб. Или просто сухарики. Вряд ли лису интересует такая еда.
— Почему же тогда она подошла так близко к людям?
— В своих мемуарах Нестеров объяснил такую доверчивость дикого зверя мирным духом, в котором пребывали монахи. Ты посмотри, какой покой в их взглядах, безмятежность в движениях. Недаром первоначальное название произведения — «На земле мир, в человецех благоволение». «В человецех» означает «в людях».
— А что значат слова про мир и благоволение. Что люди войны не хотят?
— Смысл фразы гораздо глубже, полностью она звучит так: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в людях благоволение». Апостол Лука в Евангелии свидетельствует, что так пели ангелы, возвещая пастухам о Рождении Иисуса Христа. В их праздничном гимне звучит радость от того, что люди обрели единство с Богом. Это единство и даёт то мирное состояние, которое отражено в лицах монахов на картине Михаила Нестерова.
— И лисичка чувствует, что старцы... добрые?
— Не просто добрые — они жили в Боге, приближались к святости.
— А что значит «жили в Боге»?
— Непрестанно пребывали в молитве, отказались от всех земных удовольствий, чтобы сосредоточиться на общении со Христом. Сверяли с евангельскими заповедями не только свои поступки, но и малейшие движения мыслей и чувств. И звери уже не испытывали к таким людям ни вражды, ни страха. В истории христианской Церкви есть немало тому примеров. Так, египетский святой, преподобный Герасим Иорданский вылечил дикого льва, и тот привязался к нему. А наш русский подвижник, Серафим Саровский, кормил с рук медведя.
— Как бы я хотела, чтобы меня тоже звери любили и не боялись!
— Святые не стремились приручать диких зверей. Они молились Богу — и их жизнь преображалась. Иными становились отношения и с людьми, и с природой. Чтобы представить себе это чудо, можно прийти в Третьяковскую галерею и посмотреть картину Михаила Нестерова «Три старца».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О святости преподобной Марфы Дивеевской

Сегодня 3 сентября. День памяти преподобной Марфы Дивеевской, отошедшей ко Господу в 1829 году.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на собор Дивеевских святых во главе с преподобным Серафимом Саровским, то первое — недоумение: Серафим Саровский в Дивееве не жил, а жил в Сарове. Это, вроде, женский монастырь. Но, как мы знаем, промыслительно мощи преподобного покоятся в женской обители.
Точно так же мы воспринимаем: ну, вот Серафим Саровский, такой учитель, наверняка он первый вошёл в Царствие Небесное, а за ним последовали его ученики и ученицы. Но и здесь нас ждёт удивление, потому что раньше вошла навстречу Христу в вечную жизнь преподобная Марфа Дивеевская.
У нас есть воспоминания современников, которые отмечали настоящую красоту преподобной Марфы. Да и не собиралась она в монастырь. Пришла она к старцу за благословением, но по послушанию осталась и приняла на себя монашеский труд.
Можно ли сказать: «Ой, как-то перевернулась жизнь, как-то за неё преподобный Серафим всё решил?» Но нет, она нашла настоящее счастье, нашла счастье в служении Пресвятой Богородице и стала тем человеком, который больше всех потрудился на строительстве знаменитой Дивеевской канавки.
Все выпуски программы Актуальная тема