— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Здравствуй, Настенька! Очень рада видеть тебя в Третьяковской галерее!
— Я сейчас слушала, как вы вели экскурсию, и поняла, что картина может быть интересной, ну вот как... Как кино!
— Это верно! Внимательному зрителю произведение искусства может поведать и о своём создателе, и о времени, в котором появилось. Да много ещё о чем!
— Так хочется узнать побольше о картинах Нестерова — мне очень нравится этот художник!
— С радостью расскажу тебе всё, что знаю! Какое полотно тебя особенно заинтересовало?
— Вот это — где на поляне над рекой сидят три старичка, а из леса к ним выходит лисичка.
— Интересно, что ты сейчас назвала два устоявшихся названия картины — «Три старца» и «Лисичка». Сама люблю это произведение. Давай подойдём к нему поближе. Только посмотри, с какой проникновенностью художник передал красоту северной природы! Невозможно налюбоваться холодной гладью Белого моря, синими вершинами дальних островов, нежной зеленью травы, тонкими, словно струны, стволами берёз.
— Кажется, что так не бывает. Как в сказке.
— Но, тем не менее, всё это Михаил Васильевич видел наяву. В 1901 году он посетил Спасо-Преображенский монастырь на Соловецких островах. И старцы на картине — монахи этой обители.
— Но лисичку-то художник придумал?
— Вовсе нет. Нестеров путешествовал по монастырским скитам — маленьким иноческим общинам, скрытым от людей на островах и в лесной глуши. В одном из таких уединённых мест он и увидел лисичку, которая доверчиво приблизилась к стареньким монахам. Этот случай вдохновил художника писать картину.
— Наверное, у старичков что-то вкусное было в той кругленькой расписной коробочке, что стоит рядом с ними?
— Едва ли, Настя. Одно из монашеских правил — воздержание в пище. Старцы уж точно не стали бы носить с собой какие-то лакомства. В коробе у них, вероятнее всего, просфоры — богослужебный хлеб. Или просто сухарики. Вряд ли лису интересует такая еда.
— Почему же тогда она подошла так близко к людям?
— В своих мемуарах Нестеров объяснил такую доверчивость дикого зверя мирным духом, в котором пребывали монахи. Ты посмотри, какой покой в их взглядах, безмятежность в движениях. Недаром первоначальное название произведения — «На земле мир, в человецех благоволение». «В человецех» означает «в людях».
— А что значат слова про мир и благоволение. Что люди войны не хотят?
— Смысл фразы гораздо глубже, полностью она звучит так: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в людях благоволение». Апостол Лука в Евангелии свидетельствует, что так пели ангелы, возвещая пастухам о Рождении Иисуса Христа. В их праздничном гимне звучит радость от того, что люди обрели единство с Богом. Это единство и даёт то мирное состояние, которое отражено в лицах монахов на картине Михаила Нестерова.
— И лисичка чувствует, что старцы... добрые?
— Не просто добрые — они жили в Боге, приближались к святости.
— А что значит «жили в Боге»?
— Непрестанно пребывали в молитве, отказались от всех земных удовольствий, чтобы сосредоточиться на общении со Христом. Сверяли с евангельскими заповедями не только свои поступки, но и малейшие движения мыслей и чувств. И звери уже не испытывали к таким людям ни вражды, ни страха. В истории христианской Церкви есть немало тому примеров. Так, египетский святой, преподобный Герасим Иорданский вылечил дикого льва, и тот привязался к нему. А наш русский подвижник, Серафим Саровский, кормил с рук медведя.
— Как бы я хотела, чтобы меня тоже звери любили и не боялись!
— Святые не стремились приручать диких зверей. Они молились Богу — и их жизнь преображалась. Иными становились отношения и с людьми, и с природой. Чтобы представить себе это чудо, можно прийти в Третьяковскую галерею и посмотреть картину Михаила Нестерова «Три старца».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.