— Маргарита Константиновна, вы?? Это чудо, что мы встретились! Не зря я вернулась в Русский музей сегодня!
— Наташа, здравствуй, рада тебя видеть! И вправду удивительно, что две москвички нечаянно встретились в петербургской картинной галерее. Но чем ты так взволнована?
— Понимаете, вчера посетила Русский музей с экскурсией. И гид, рассказывая о картине Василия Поленова «Христос и грешница», представила художника неверующим гуманистом. Она сказала, что Поленов верил в Иисуса как в историческую личность и гениального проповедника, но не как в Бога. И я специально вернулась, чтобы ещё раз взглянуть на полотно. Уже час стою перед ним. Мне не верится, что его написал атеист.
— Ах, вот в чем дело! Да, я тебя понимаю. Сама очень люблю и эту картину, и этот евангельский фрагмент. Разгневанная толпа готова казнить женщину, уличённую в прелюбодеянии, а Христос обезоруживает ревнителей закона словами: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень». Поленов правдиво, практически репортажно передал момент, описанный Иоанном Богословом.
— И если бы художник не верил в Бога, разве бы он стал писать такую картину?
— Причин для создания этого полотна у Поленова было много, они менялись с годами. Ведь художник трудился над картиной целых двадцать лет! Идея масштабного произведения по евангельскому сюжету родилась у него ещё в юности — работа Александра Иванова «Явление Христа народу» вдохновила студента Академии художеств создать нечто подобное. Тогда же, в конце шестидесятых годов девятнадцатого века, Василий Дмитриевич сделал первые наброски к будущей картине. Позднее он периодически возвращался к теме встречи Христа и грешницы, а всерьёз приступил к реализации своего замысла только в 1881 году.
— А что его подтолкнуло?
— У Поленова умерла горячо любимая сестра-близнец, Вера Дмитриевна. Перед смертью она попросила художника закончить задуманную в юности работу.
— И он послушался?
— Да, Василий Дмитриевич дал сестре обещание. И очень ответственно подошёл к тому, чтобы его исполнить. Художник совершил несколько путешествий по Ближнему Востоку и без устали писал этюды в Египте, Сирии, Палестине. Для него было важно правдиво воссоздать атмосферу, в которой совершалось земное служение Спасителя. Свои наработки он назвал «Путь Христа в пейзажах». Этот материал позднее лёг в основу цикла картин «Из жизни Христа». Художник называл его главным трудом своей жизни.
— «Христос и грешница» как раз оттуда?
— Именно так. И своей стилистикой картина свидетельствует об этом. Евангельские события вплетены на ней в будничное течение жизни в Палестине. Они разворачиваются на фоне городского ближневосточного пейзажа, в написании которых художник достиг высочайшего уровня. Происходящее выглядит предельно естественно, и кажется даже, что Христос здесь — один из многих. Критиков это смущало. Поленов показал человечность Христа, и ему ставили в упрек, что он умалил божественную природу Спасителя.
— Как наш экскурсовод вчера! Но ведь это не так?
— На этой картине внешне Христос не выделяется из толпы, как Богочеловек. Образно выражаясь, Он не обозначен нимбом. Однако, остаётся смысловым центром. Мы видим, как разъярённые люди волокут грешницу. Гнев толпы — неуправляемая стихия, и, кажется, убийство неминуемо.
— Но через секунду прозвучат слова Иисуса, и необузданная толпа утихнет!
— Да — ведь многие из этой толпы осознают свою собственную вину перед Богом. По сути, это чудо, похожее на укрощение моря. И сила Христа здесь — не в риторическом приёме, не в какой-то технологии управления. А в том, что Он — Мессия, восстанавливающий связь человека со своим Творцом. И Его вопрос «Кто из вас без греха?» — ключ к перемене ума, к покаянию, к новому, милосердному строю мыслей и чувств. Не сомневаюсь, что Поленов это понимал. Неспроста же он сделал слова Спасителя «Кто из вас без греха?» названием своей картины. Это уже потом ей дали другое имя.
— Не зря я сегодня вернулась в Русский музей!
— Сюда можно возвращаться бесконечно, и всякий раз картина Василия Поленова «Христос и грешница» будет давать пищу для размышления о наших собственных отношениях с Богом и людьми.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов