— Как вы находите, Маргарита Константиновна, портрет детей Волконских кисти Николая Ге?
— По-моему, чудесный! Как тонко сумел художник показать и характер человека, и атмосферу, в которой он живёт. Хоть герои картины и не улыбаются, но у зрителя нет сомнения, что они счастливы. Об этом говорит и непринуждённая поза мальчика в матроске, и спокойствие в движениях девушки, и чистые открытые взгляды обоих детей. Зрителю понятно — они дома, и им хорошо. И нежный колорит картины в тёплых голубых тонах создаёт ощущение уюта. Но почему вы так уверены, что на портрете брат и сестра Волконские? Ведь авторское название полотна — «Девушка с мальчиком».
— А я читал историю этой картины. Сюда, в Пермскую картинную галерею её привезли в 1929 году. И долгое время, действительно, было неизвестно, кто изображён на холсте. Но в 1971 году полотно побывало на выставке в Третьяковской галерее. И там искусствовед Наталья Зограф выяснила, что Николай Ге запечатлел именно детей Волконских. На портрете — Дмитрий Петрович и Софья Петровна Волконские, правнуки родной сестры декабриста Сергея Волконского.
— Потомки Софьи Григорьевны Волконской? Значит, в прабабушку у девушки на портрете такой спокойный, уверенный взгляд, без тени кокетства и жеманства. Светлейшая княгиня славилась своим независимым характером.
— Это ведь та самая княгиня Волконская, которая путешествовала без сопровождения слуг и останавливалась в самых дешёвых гостиницах?
— Да, причём не только в молодости. В пятьдесят три года Софья Григорьевна в одиночку отправилась морем в Египет, оттуда с караваном бедуинов пешком дошла до Святой земли. А в шестьдесят восемь добилась царского позволения навестить брата в ссылке, добралась на перекладных до Иркутска и объездила всю Восточную Сибирь.
— Характер! Правнучка, пожалуй, и впрямь в неё. Соне-младшей в жизни не раз пришлось проявить стойкость. На картине Николая Ге девушке пятнадцать лет — это 1882 год. И здесь она, как вы верно заметили, счастлива. Но пройдет десять лет, и случится первый удар судьбы — внезапная смерть младшего брата.
— Вот этого самого мальчика с картины?
— Да. Дмитрий Волконский погиб в семнадцать лет. Он ехал в экипаже. На крутом склоне повозка перевернулась, и юноша получил смертельные травмы.
— Софья ещё не замужем была в то время?
— Нет. И потом четыре года она не выходила замуж, чтобы быть возле родителей, утешать их в горе. В двадцать девять лет она стала женой Дениса Давыдова — внука героя войны 1812 года и прославленного поэта. Но вскоре осталась вдовой. У Дениса Васильевича обнаружилась болезнь, которая быстро прогрессировала и закончилась печально. Софья Петровна самоотверженно ухаживала за мужем до самой его смерти.
— И больше не вышла замуж?
— Спустя два года Софья связала судьбу с Павлом Петровичем Дурново. Но через десять лет десять лет эпидемия холеры отняла у княгини и мужа, и дочь, родившуюся в этом браке. Потом в стране начались нестроения. После революции 1917 года Софья Петровна с пожилыми родителями бежала от большевиков сначала в Крым, затем, уже одна — пароходом в Константинополь. Отец и мать скончались в Ялте. Остаток жизни княгиня Волконская провела во Франции, как многие русские эмигранты тех лет.
— Не укладывается в голове, что нежная девочка, которая смотрит на нас с портрета, вынесла столько страданий. Картина Николая Ге шепчет о счастье, а жизнь грозой прогремела над головами детей Волконских.
— Знаете, Маргарита Константиновна, а мне эта картина внушает надежду. Уверен, что княгиня прошла свой крестный путь с молитвой о близких. Я верю, что сейчас они все вместе — там, где нет ни печали, ни воздыхания. И то счастье, которое запечатлел на холсте художник, осуществилось в полной мере и уже не имеет конца.
«Картину Николая Ге „Девушка с мальчиком“ можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











