— Как вы находите, Маргарита Константиновна, портрет детей Волконских кисти Николая Ге?
— По-моему, чудесный! Как тонко сумел художник показать и характер человека, и атмосферу, в которой он живёт. Хоть герои картины и не улыбаются, но у зрителя нет сомнения, что они счастливы. Об этом говорит и непринуждённая поза мальчика в матроске, и спокойствие в движениях девушки, и чистые открытые взгляды обоих детей. Зрителю понятно — они дома, и им хорошо. И нежный колорит картины в тёплых голубых тонах создаёт ощущение уюта. Но почему вы так уверены, что на портрете брат и сестра Волконские? Ведь авторское название полотна — «Девушка с мальчиком».
— А я читал историю этой картины. Сюда, в Пермскую картинную галерею её привезли в 1929 году. И долгое время, действительно, было неизвестно, кто изображён на холсте. Но в 1971 году полотно побывало на выставке в Третьяковской галерее. И там искусствовед Наталья Зограф выяснила, что Николай Ге запечатлел именно детей Волконских. На портрете — Дмитрий Петрович и Софья Петровна Волконские, правнуки родной сестры декабриста Сергея Волконского.
— Потомки Софьи Григорьевны Волконской? Значит, в прабабушку у девушки на портрете такой спокойный, уверенный взгляд, без тени кокетства и жеманства. Светлейшая княгиня славилась своим независимым характером.
— Это ведь та самая княгиня Волконская, которая путешествовала без сопровождения слуг и останавливалась в самых дешёвых гостиницах?
— Да, причём не только в молодости. В пятьдесят три года Софья Григорьевна в одиночку отправилась морем в Египет, оттуда с караваном бедуинов пешком дошла до Святой земли. А в шестьдесят восемь добилась царского позволения навестить брата в ссылке, добралась на перекладных до Иркутска и объездила всю Восточную Сибирь.
— Характер! Правнучка, пожалуй, и впрямь в неё. Соне-младшей в жизни не раз пришлось проявить стойкость. На картине Николая Ге девушке пятнадцать лет — это 1882 год. И здесь она, как вы верно заметили, счастлива. Но пройдет десять лет, и случится первый удар судьбы — внезапная смерть младшего брата.
— Вот этого самого мальчика с картины?
— Да. Дмитрий Волконский погиб в семнадцать лет. Он ехал в экипаже. На крутом склоне повозка перевернулась, и юноша получил смертельные травмы.
— Софья ещё не замужем была в то время?
— Нет. И потом четыре года она не выходила замуж, чтобы быть возле родителей, утешать их в горе. В двадцать девять лет она стала женой Дениса Давыдова — внука героя войны 1812 года и прославленного поэта. Но вскоре осталась вдовой. У Дениса Васильевича обнаружилась болезнь, которая быстро прогрессировала и закончилась печально. Софья Петровна самоотверженно ухаживала за мужем до самой его смерти.
— И больше не вышла замуж?
— Спустя два года Софья связала судьбу с Павлом Петровичем Дурново. Но через десять лет десять лет эпидемия холеры отняла у княгини и мужа, и дочь, родившуюся в этом браке. Потом в стране начались нестроения. После революции 1917 года Софья Петровна с пожилыми родителями бежала от большевиков сначала в Крым, затем, уже одна — пароходом в Константинополь. Отец и мать скончались в Ялте. Остаток жизни княгиня Волконская провела во Франции, как многие русские эмигранты тех лет.
— Не укладывается в голове, что нежная девочка, которая смотрит на нас с портрета, вынесла столько страданий. Картина Николая Ге шепчет о счастье, а жизнь грозой прогремела над головами детей Волконских.
— Знаете, Маргарита Константиновна, а мне эта картина внушает надежду. Уверен, что княгиня прошла свой крестный путь с молитвой о близких. Я верю, что сейчас они все вместе — там, где нет ни печали, ни воздыхания. И то счастье, которое запечатлел на холсте художник, осуществилось в полной мере и уже не имеет конца.
«Картину Николая Ге „Девушка с мальчиком“ можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее».
«Память о Великой Отечественной войне». Священник Константин Мальцев
У нас в гостях был настоятель храма Новомучеников и исповедников российских в станице Ленинградской Краснодарского края священник Константин Мальцев.
Мы говорили о том, чем важно сохранение памяти о подвигах людей во время Великой Отечественной войны и как эту память передавать следующим поколениям.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема