— Мам, ну пойдём уже? Я устала.
— Прошу тебя, давай ещё немножко в музее побудем — здесь так интересно. И прохладно. А на улице жара просто невыносимая. Такого у нас в Омске уже тысячу лет не было!
— Ну уж и тысячу! Вон, смотри, картина называется «Молебен во время засухи» — а написана она в 1880 году. Значит, меньше полутора сотен лет назад стояла такая же сушь.
— Юмористка ты у меня. Я же образно выразилась. А ещё мне кажется, это художник не наши края нарисовал, не Сибирь. Как его фамилия? Я без очков не прочитаю.
— Григорий Мясоедов. Никогда не слышала.
— И я тоже. Интересно было бы узнать, кто он, откуда. А спросить некого, смотрительница куда-то вышла.
— Я немного знаю о художнике, могу рассказать. Григорий Мясоедов родился в родительском имении в Тульской губернии. Учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. А это произведение художник действительно написал далеко от здешних мест — в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века он жил под Харьковом. Видите, на одной из участниц молебна на картине — рубашка-вышиванка с характерным для Малороссии узором.
— Как познавательно! А вы сотрудник картинной галереи?
— Нет, я любознательный путешественник, влюблённый в русскую живопись. Меня зовут Андрей Борисович.
— Приятно познакомиться! Светлана Николаевна.
— Андрей Борисович, а чем известен художник Мясоедов?
— Он один из организаторов товарищества передвижных художественных выставок.
— Передвижников?
— Совершенно верно! Григорий Григорьевич был активным участником этого просветительского проекта. Он не признавал никаких течений в живописи, кроме реализма, и настаивал, что творчество должно отражать повседневность.
— А разве молебен, который изображен на картине — реальность и повседневность?
— Безусловно! Для человека верующего общение с Богом — самая реальная реальность. А моление о даровании дождя — насущная потребность.
— А что, такой способ вызвать дождь работает?
— Я бы не назвал молебен методом влияния на погоду. Скорее, это сердечная просьба к Небесному Отцу. И, конечно, она бывает услышана.
— А я вот смотрю, как много людей на картине участвуют в молебне! Здесь, смотрите-ка, и зажиточные крестьяне в дорогих кафтанах и сапогах, и нищие в лаптях, с сумой через плечо.
— Ещё бы, ведь засуха — общая беда. Если не будет урожая, всем грозит голодный год. Художник с помощью особых приёмов показал, что крестьяне всей деревней единодушно вышли в поле попросить у Бога милости. Обратите внимание, полотно сильно вытянуто по горизонтали. Это почти панорама — и всё пространство заполнено молящимися.
— При этом Мясоедов тщательно выписал каждое лицо. Столько народу, и у каждого особое выражение глаз!
— Верно, мы видим не безликую толпу, а собрание людей, каждый из которых ценен в своём благоговейном предстоянии Богу. Такие картины, где изображено множество значимых персонажей, называют хоровыми.
— И в самом деле, похоже на хор. Стройное многоголосье душ даёт надежду, что скоро пойдёт дождь.
— А символ надежды — облако, появившееся на горизонте, как ответ на молитву. Его жемчужная белизна противопоставлена общему серо-коричневому колориту картины, она наделяет жанровое полотно особым жизнеутверждающим смыслом. Смотришь, и веришь, что с Богом преодолимы любые напасти.
«Картину Григория Мясоедова „Молебен во время засухи“ можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Врубеля».
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Смоленская икона Божией Матери
Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один из самых древних образов Божией Матери. Считается, что его написал апостол Лука ещё во время земной жизни Царицы Небесной. На протяжении столетий люди делали копии святого изображения. Один из списков был создан в Константинополе в одиннадцатом веке. По преданию, этой иконой Византийский император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с русским князем Всеволодом Ярославичем.
Святыню унаследовал сын Всеволода, Владимир Мономах. Он перенёс фамильную реликвию из Чернигова, первого своего удела, в Смоленск. С тех пор древняя икона стала именоваться по названию этого города, Смоленской. Специально для святыни был построен Успенский собор, где она хранилась триста лет. По молитвам Богородице перед Её Смоленским образом совершались многочисленные чудеса.
В четырнадцатом столетии древняя реликвия впервые покинула Смоленск. Город был захвачен литовскими войсками, и благодатный образ, спасая от поругания, перенесли в Москву. Там он пребывал в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году Смоленский епископ Мисаил попросил московского князя Василия Третьего возвратить святыню. Просьба была исполнена, чудотворная икона вернулась в город, который подарил ей наименование.
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, реликвия вновь покинула пределы Смоленска. Образ Царицы Небесной крестным ходом доставили в московский Успенский собор, где совершили торжественный молебен об избавлении от врага. Затем икону Пречистой Девы с молитвой пронесли вокруг столицы. Тысячи людей просили Богородицу о даровании победы русскому оружию. Сам полководец Михаил Кутузов преклонил колени перед Смоленской иконой. И молитвы были услышаны! После освобождения Русской земли святыня вновь вернулась в кафедральный собор Смоленска.
Советская власть в тридцатых годах двадцатого века устроила в храме Успения Богородицы антирелигиозный музей. Но Смоленскую икону безбожники не тронули. Она по-прежнему пребывала на своём, веками освящённом месте, и верующие посетители тайно возносили молитвы перед светлым Ликом Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны Смоленск захватили фашисты. При отступлении в 1943 году они вывезли из города многие ценности, и в их числе — Смоленскую икону. С тех пор о местонахождении чудотворного образа ничего не известно. Но остается надежда, что когда-нибудь Божия Матерь утешит жителей Смоленска возвращением святыни!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение