Гоголь считал, что искусство должно помогать человеку встретиться со Христом. «Портрет Николая Васильевича Гоголя» Фёдора Моллера обладает особой ценностью. Писатель заказал его для своей матери, живя в Италии, и остался очень доволен результатом.
— Добрый день! Какой богатый букинистический магазин у вас! Покажите, пожалуйста, синенький шеститомник Гоголя.
— Пожалуйста, посмотрите! Издание 1952 года, в идеальном состоянии.
— О, и с портретом кисти Фёдора Моллера! Чудесно!
— Надо же, я и не обращала внимания. А ведь портрет действительно интересный! Писатель на нём одет с иголочки: изящный шёлковый платок на шее, бархатный жилет, на котором эффектно поблёскивает цепочка от нагрудных часов. Очень элегантно!
— Этот портрет писатель заказал в 1840 году для своей матери. Он в то время жил в Италии и хотел показать, что всё у него благополучно. Николай Васильевич вместе с художником тщательно выбирал одежду и аксессуары, подыскивал наиболее удачную позу и выражение лица — заранее репетировал перед зеркалом, как будет выглядеть на портрете. И остался чрезвычайно доволен результатом. Работу Моллера Гоголь называл единственным действительно похожим на него изображением.
— А что за художник такой — Фёдор Моллер?
— Он был сыном адмирала и сам готовился к военной карьере. Воспитывался в Морском кадетском корпусе, получил офицерский чин. Но потом увлёкся живописью, поступил в Императорскую художественную академию, учился у Карла Брюллова. Получив образование, отправился в Италию, чтобы совершенствовать мастерство. Там, в Риме, Фёдор и познакомился с Николаем Гоголем.
— Они дружили?
— Наверное, было бы слишком смело назвать эти отношения дружбой. Гоголь всего на три года старше Моллера, но на момент знакомства их положение в обществе существенно различалось. Один — известный писатель, другой — начинающий художник. Но Николай Васильевич ценил такие человеческие качества Фёдора Антоновича, как искренность, простодушие, и очень высоко отзывался о его таланте. В одном из писем он назвал Моллера «первым ныне художником».
— Портрет Гоголя — это лучшая картина Фёдора Моллера?
— У художника немало удачных полотен. Но парадный портрет Николая Гоголя имеет особую ценность — не только художественную, но ещё историческую, и я бы даже сказала духовную. Моллер, может быть, сам того не ведая, запечатлел переломный момент в жизни писателя. В 1839 году Гоголь перенёс болезнь, которая сопровождалась приступами тоски. Этот недуг заставил Николая Васильевича совершить переоценку ценностей. Он нашёл смысл жизни и называл это чудесным исцелением.
— А в чём Гоголь нашёл смысл жизни?
— В Боге. Гоголь с детства был религиозен, но теперь его вера стала яснее. Он говорил о себе, что стал больше пригоден для монастыря, чем для жизни светской.
— А как же творчество?
— Николай Васильевич считал, что искусство должно помогать человеку встретиться со Христом. И очень переживал, не послужат ли какие-нибудь фрагменты его произведений соблазном для читателей.
— Поэтому он сжёг второй том романа «Мертвые души»?
— Да, Гоголь писал, что появление второго тома в том виде, в котором он был, принесло бы скорее вред, чем пользу.
— Но всё равно жалко — столько труда пропало.
— К этому можно по-разному относиться. Вот, современница писателя, княжна Варвара Репнина-Волконская призывала не плакать о сожжённом творении Гоголя, а порадоваться, что Николай Васильевич стал истинным христианином. Эти её слова невольно вспоминаешь, когда видишь картину Фёдора Моллера. На ней писатель — просветлённый, с ясным глубоким взглядом.
— А где сейчас хранится портрет Гоголя?
— Картина Моллера долгое время принадлежала семье писателя. После революции её передали в Полтавский художественный музей. А во время Великой Отечественной войны холст бесследно исчез. Хорошо, что Фёдор Моллер в свое время сделал точную копию своей работы, и её купил Павел Третьяков. Так что увидеть портрет Николая Гоголя сегодня можно в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Деяния святых апостолов
Деян., 16 зач., VI, 1-7.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя евангельское учение, ученики Спасителя всячески подчёркивали, что граница, существовавшая когда-то между евреями и прочими национальностями, разрушена. Об этом рассказывает нам и отрывок из шестой главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня во время Литургии в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Апостол Павел и прочие апостолы во время проповеди постоянно подчёркивали, что Церковь — новый избранный народ Божий — объединяет теперь всех людей. Вне зависимости от их национальной принадлежности. Но одно дело теория, а совсем другое — практика. И в прозвучавшем отрывке из книги Деяний святых апостолов мы видим, как проявляют себя прежние ветхозаветные представления.
В Иерусалимской Церкви случается скандал. Вдовы нееврейского происхождения начинают возмущаться, что им либо дают меньше, либо вообще не выдают с церковного склада полагающихся продуктов. Так проявляла себя национальная нетерпимость. Служители еврейского происхождения никак не могли изжить в себе прежнего, соответствовавшего ветхозаветным представлениям пренебрежения, испытываемого к представителям иных народов. Становится понятно, что в Иерусалимской общине древних христиан нет того единства, о котором так радостно рассуждал апостол Павел.
Первоначально Иерусалимская община христиан действительно стремилась жить в мире и единомыслии. Но люди, к сожалению, есть люди. И постепенно то там, то тут в христианском собрании стали проявлять себя человеческие недостатки. Кто-то стал утаивать имущество, не жертвуя положенное в общую копилку. Кто-то начал добиваться власти в церковном собрании. А вот христианки-вдовицы из язычников посчитали (скорее всего, обоснованно), что с точки зрения благотворительности им уделяется меньше внимания, чем вдовицам-еврейкам.
Услышав жалобы, апостолы решили не разбираться, кто прав, а кто виноват, а системно разрешить сложившуюся ситуацию. Для этого они предложили всем христианам, вне зависимости от национальной принадлежности, выбрать семь уважаемых мужчин, которые бы отныне взяли на себя все хозяйственные, финансовые и организационные вопросы. Избранных семерых назвали «диаконами», в переводе с греческого — «служителями».
Книга Деяний сохранила для нас имена древних семи диаконов: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Ти́мон, Парме́н, Николай Антиохиец. Относительно последнего диакона — Николая Антиохийца — прямо говорится, что он в прошлом был язычником. Возможно, к среде эллинистов принадлежали и некоторые другие диаконы. Апостолы своим выбором показали христианской общине, что ключевую роль играет не национальность человека, а его вера и готовность служить Церкви.
Но и это ещё не всё. Существует романтическое представление, что в древней Церкви дела обстояли лучше, чем в современном церковном собрании. В чём-то, возможно, да. А в чём-то и нет. Недостатков хватало всегда. Но дело не в них. А в том, как к мы ним относимся. Апостолы не стали мириться с несправедливостью и постарались её исправить с помощью деятельной любви и милосердия. С одной стороны, ученики Христовы не стали отгораживаться от возникших трудностей. А с другой — не пожелали применять жёсткий административный подход. Они избрали золотую середину. Вот и мы призваны поступать так же. Бороться именно с грехом, а не с людьми, помогая им и себе преодолевать совершённые ошибки. А вместе во Христе созидать Церковь Божию — наше утешение, отблеск Царства Небесного на земле.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»
В 1946 году святителя Луку Войно-Ясенецкого перевели на Крымскую кафедру. Поселился архиепископ на втором этаже ветхого дома. Здесь же располагалась епархиальная канцелярия и жило несколько семей. В доме была теснота, у единственного водопроводного крана выстраивалась очередь. Владыка многим помогал. На архиерейской кухне готовился обед на большое количество человек. По свидетельству очевидцев, приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков и всех здесь кормили досыта. Сам владыка питался очень просто. Одевался тоже более чем скромно — всегда ходил в чинёных рясах. Секретарь епархии вел списки нуждающихся, и в конце каждого месяца по ним рассылались денежные переводы. Святитель учил свою паству тому, в чём сам был примером:
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
Все выпуски программы Слова Святых
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов