Сергей Виноградов вырос в семье священника, который благословил его на занятия живописью. По мнению критика Петра Пильского, по холстам Виноградова разлита ласковая радость. И его картина «У часовни» — не исключение.

— Маргарита Константиновна, а давайте, я вас сфотографирую возле этого храма? Вид такой живописный!
— Спасибо, Ванечка. Пейзажи здесь, в Плёсе, и вправду один другого прекрасней. И церквушка хороша. Верней, часовенка — восьмигранник с шатровым куполом в русском стиле. Надо полагать, конец девятнадцатого века.
— Да, вот здесь написано на табличке: «Освящена в честь Николая Чудотворца в 1892 году».
— Постой-ка! Так это же, получается, та самая Никольская часовня, которую связывают с творчеством Сергея Виноградова! Знаешь, дружочек, здесь и вправду стоит сделать несколько кадров. Я присяду на крылечке, а ты меня сфотографируй, пожалуйста!
— Я, конечно, с радостью! А кто такой вообще этот Виноградов?
— Сейчас, конечно, я тебе всё расскажу! Сергей Виноградов — художник конца девятнадцатого — начала двадцатого века. У него немало интересных работ, и одна из них — картина «У часовни». Она была написана примерно в то же время, когда часовню построили. Сейчас я покажу тебе эту картину в телефоне — вот, смотри.
— Очень атмосферная! Люблю такую вот осень. Как видно, октябрь — клён с жёлтыми листьями. Дверь в часовню, окрашенная в сочный красный цвет, распахнута настежь — значит, на улице ещё тепло. Хотя монах, что сидит на крыльце, зябко кутается в рясу. Наверное, ветер уже прохладный.
— А может, просто возраст у него пожилой, кровь не греет. А как тебе кажется, Ваня — похоже, что эту картину Виноградов писал с натуры именно здесь? Вот представь, что я сижу на месте монаха. Отойди чуть подальше и посмотри с того же ракурса, что и художник.
— О, какой интересный эксперимент. Знаете, а ведь и вправду очень похоже! Я, кажется, догадался — вы хотите сравнить фотографии часовни с картиной?
— Да, мне захотелось сопоставить современный вид часовни и её художественный облик в работе Виноградова. Картина «У часовни» выставлена у нас в Третьяковской галерее.
— А я вот не понимаю, зачем вообще тут что-то сопоставлять, анализировать! Какая разница, где картина была написана? Гораздо важнее, что она... Тёплая! Что этот монах на крыльце на вас похож, Маргарита Константиновна!
— Возрастом?
— Да нет, не возрастом. Добротой. Кажется, что он, как и вы, родной человек, что ему можно доверять любые тайны. Сергей Виноградов, видимо, был хорошим психологом, если сумел так достоверно передать особенности души человека.
— Вот ты, Ваня, говорил «зачем нужен анализ!», а сам анализируешь. Пойми, живопись, как и любое другое искусство, питает и чувства, и разум. Можно любоваться нежной красотой русской осени на полотне «У часовни», испытывать теплые чувства к герою картины. А можно по произведению уточнять биографию художника, изучать эпизоды его творческого пути.
— А что у него за биография, кстати? Как он жил?
— Жил светло. Сергей Виноградов вырос в глубинке Костромской губернии. С детства научился замечать и ценить красоту Русского севера и отражать её в рисунках. Отец художника был священником. Он благословил Сергея заниматься любимым делом. И тот полностью посвятил себя живописи. Виноградов говорил: «Хотелось бы иметь две пары рук и два сердца, чтобы успеть запечатлеть всё, что волнует».
— Вот! Я про что и говорю! Сердцем творил!
— Это точно. Писал он с любовью — к природе, к родине, к людям. Современник Сергея Арсеньевича, критик Пётр Пильский, говорил, что всё, к чему бы ни прикоснулся Виноградов, начинает трепетать и светиться. По его холстам разлита ласковая радость. И ты заметил, что от картины «У часовни» становится тепло на душе.
— Вот бы её вживую увидеть!
— Не вижу для этого препятствий. Приходи в Третьяковскую галерею. Вот прямо завтра и приходи!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема