— Ребята, экскурсия заканчивается, сейчас у вас свободное время. Можете походить ещё по Русскому музею, а через полчаса встречаемся на выходе у афиши. Миша, Алёна, слышите? (Голоса: «Да, да, слышим») Настя, ты где у меня?
— Я здесь, Маргарита Константиновна! Почему-то не хочется уходить вот от этой картины...
— Тебе понравилась произведение Николая Чернышёва «Верба распустилась»?
— Да, очень! Тут указано, что картина написана в 1926 году. На ней три девочки — мои ровесницы. Что у них за жизнь была, чем они увлекались? Вот бы узнать!
— Это нетрудно. Работа Николая Чернышёва сама рассказывает о своих героинях, достаточно лишь внимательно рассмотреть её. Попробуй!
— Я постараюсь! Одна из девочек держит в руках вербу. И у её ног — корзинка с цветущими ветками. Интересно, зачем она их набрала?
— Думаю, к празднику. Картина посвящена Вербному воскресенью, Входу Господню в Иерусалим. В этот день верующие вспоминают, как Иисус Христос вошёл в Иудейскую столицу за несколько дней до Распятия. Евреи встречали его как царя, приветствовали пальмовыми ветками. А в России пальмы не растут, и православные приносят на богослужение вербу.
— Да, я помню, мы с мамой на Вербное воскресение покупали у храма пушистые веточки. Вы думаете, Маргарита Константиновна, девочка с картины Николая Чернышёва продаёт вербу? Она что ... неблагополучная?
— Смотря что считать благополучием. Материального достатка в семье этой девочки точно нет. Взгляни, как она одета. Пальтишко ветхое, старенький платок на голове, стоптанные башмаки на босу ногу. А ведь на улице холодно. Героиня картины стоит на мосту, мы видим, что лёд на реке уже сошёл, но берега всё ещё в снегу.
— Мёрзнет, бедненькая.
— Да, но при этом лицо её спокойно, а взгляд светел. Возможно, девочка продает вербу, чтобы помочь родителям. А может быть, она дарит веточки, а вместе с ними — радость. Так или иначе, вот так напоминать людям о православном празднике в то время было смелым поступком.
— Смелым? Девочка чем-то рисковала?
— Конечно. После революции 1917 года в России начались гонения на христиан и продолжались они не одно десятилетие. Храмы закрывали и уничтожали, священников сажали в тюрьмы, морили в лагерях, расстреливали. Над верующими насмехались, подвергали их различным притеснениям. Советская власть с первых дней своего существования поставила перед собой цель полностью уничтожить православие в стране. И сама принадлежность к Церкви становилась поводом для дискриминации.
— Но это же вы говорите про взрослых. Неужели и дети страдали за веру в Бога?
— Дети из религиозных семей жили в нужде уже потому, что власти притесняли их родителей. Об этом свидетельствует и Николай Чернышёв в своей картине «Верба распустилась». Взгляни, на девочках, которые подходят к героине с вербой, новая одежда и обувь. Они в тёплых штанах и шапочках. Так художник подчеркнул социальное неравенство юной христианки и двух её неверующих сверстниц.
— А как вы поняли, что эти девочки неверующие?
— На одной из них мы видим красный галстук — значит, она пионерка, состоит в детской коммунистической организации. Накануне религиозных праздников пионеры устраивали рейды — следили, чтобы одноклассники не принимали участия в богослужениях. Видишь тетрадку в руке у второй девочки? Думаю, сейчас они внесут нашу христианку в чёрный список, и в школе ей придется нелегко. Станут её высмеивать, запугивать, призывать отказаться от веры.
— Я почему-то думаю, что она всё выдержит и от Бога не откажется.
— В то страшное время миллионы людей свидетельствовали о Христе, не страшась насмешек и издевательств. Об их подвиге сохранилось множество напоминаний. И одно из них — картина Николая Чернышёва, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.
Псалом 129. Богослужебные чтения

В каком месте молиться легче всего? Какая обстановка благоприятствует самому эффективному разговору с Богом? Ответ на этот вопрос находим в 129-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 129.
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Только что прозвучавший псалом относится к числу покаянных. Начинается он с упоминания о некоей глубине, в которой находится автор, царь Давид и из которой обращается к Богу. Что это за глубина? Очевидно, что это не конкретное место в пространстве. С еврейского языка это слово можно перевести как «пучина», «бездна». И указывает оно скорее на тяжёлое душевое состояние безысходности и безнадёжности. Поэтому в других псалмах это слово используется в одном ряду с такими выражениями, как «глубокое болото» и «тина», в которых вязнет человек.
Всем нам в свою меру понятно, о чём идёт речь. Яркий пример — выходишь на улицу весной, яркое солнце, капель, природа просыпается, птички поют, а на душе тоска, мрак и горечь. Ничего не радует. Словно в яму глубокую провалился. Вот она пучина и бездна, о которой говорит псалмопевец. Нередко, чтобы вылезти из этой ямы, мы пытаемся на что-то переключить своё внимание, чем-то себя развлечь. Смотрим фильм, читаем книгу, идём к друзьям, просто гуляем. И это срабатывает. Жизнь снова начинает нас радовать.
Однако, чем взрослее мы становимся, тем больше неудовлетворённости может быть в нашей душе. Уже не радуют ни друзья, ни семья, ни отдых, ни новые покупки, ни поездки. Всё это словно перестает работать. Жизнь кажется нам безвкусной и прогорклой. Всё это и есть края той бездны, о которой говорит сегодня псалмопевец. И она готова разверзнуться прямо внутри нас во всей полноте. Это жуткое состояние сердечной пустоты. Чтобы заткнуть эту дыру, человек порой бросается во все тяжкие. Становится одержим разными зависимостями, тяжко мучается и мучает окружающих.
Очевидно, что автору псалма, царю Давиду, были не понаслышке знакомы подобные тяжёлые состояния. Но в отличие от многих, он понял, что Единственный, кто может выдернуть нас из этого ада, — это Господь. К Нему и должна быть обращён наш крик о помощи. И часто оказывается так, что молитва из этой сердечной бездны обладает куда большей силой, чем те просьбы, которые мы возносим к Творцу в состоянии внутреннего довольства и душевной сытости. Не только по той причине, что мы чувствуем, как погибаем в этой яме, а по той, что, кроме как на Бога, надеяться нам больше не на кого. Мы отчаянно цепляемся за Него как за последний шанс.
Многие из нас не дошли до такого тяжёлого состояния. Но порой мы всё же чувствуем, как эта пустота начинает заползать в наше сердце. Мы ощущаем в нём присутствие чего-то жуткого и ужасного перед чем мы бессильны. Нас парализует страх. Не будем торопиться бежать от этой пустоты. Заваливать её впечатлениями, эмоциями, заедать её или запивать. Попробуем использовать эту силу себе во благо. Признаем, что мы беспомощны и бессильны перед ней и перед этой жизнью. И из этого состояния, с этого места обратимся ко Творцу с молитвой. Удивительно, как быстро Господь даёт ответ на такую молитву. Там, где мгновение назад был мрак бездны, разливается тёплый и яркий свет Небесного Царства.
Псалом 129. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 129. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 129. На струнах Псалтири
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,- Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема