Кол., 260 зач., IV, 2-9.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любой христианин вынужден постоянно отвечать себе на вопросы, которые касаются нашего взаимодействия с нехристианами: каким образом вести себя по отношению к тем, кто находится вне Церкви? Как с ними разговаривать? И разговаривать ли вообще? Говорить только о Христе и Церкви или же можно затрагивать иные темы? Допустимы ли разговоры «ни о чем»? Как вообще быть? Ответ апостола Павла очень краток, но при этом он устраняет все эти вопросы, апостол написал так: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем». Вне всякого сомнения, христиане призваны свидетельствовать о Христе Воскресшем перед всеми. Но далеко не всегда это свидетельство может быть воспринято должным образом.
В качестве одного из крайне неудачных примеров хочу привести одну историю, свидетелем которой мне довелось быть. В центральном храме одного российского региона молодой священник совершал крещение. Дело было в начале нынешнего века, пришедших креститься было, наверное, около двадцати человек. Среди них были как младенцы, так и взрослые. Естественно, что с младенцами были их родители, крестные, друзья родителей, бабушки и дедушки. Суммарное же количество людей было весьма велико и приближалось, наверное, к сотне. Все эти люди пришлись ради крещения, но они были к нему не готовы, ведь тогда еще не была введена обязательная предкрещальная катехизация. Молодой священник, который совершал таинство, справедливо полагал, что так нельзя, что те, кто пришел креститься, должны знать основы веры, а потому он решил устроить лекцию непосредственно перед крещением. Он всех построил. Попросил соблюдать тишину и начал говорить. К концу первого часа его лекции собравшиеся стали заметно волноваться, что понятно: многие из них были с маленькими детьми, дети начали капризничать, да и стоять на одном месте с ребенком на руках в течение часа — не самое простое и приятное занятие. Но священника все эти обстоятельства ничуть не смутили, он еще раз попросил соблюдать тишину и продолжил свой возвышенный рассказ о Христе. Еще через полчаса люди начали постепенно покидать место предполагаемого крещения, так получилось, что я как раз проходил мимо и краем уха слышал то, что говорили друг другу эти люди. Если кратко, то цензурных слов они не произносили, они были крайне возмущены. Их можно понять, они совершенно не были настроены и расположены к прослушиванию лекции. Можно понять и священника, ведь он хотел всё сделать правильно, но он не учел слова апостола Павла, который, как мы помним, призывал к благоразумию в общении с внешними и к тому, чтобы мы находили правильное время, а не уподоблялись бездушным звуковоспроизводящим устройствам.
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.