
Апостол Павел
Кол., 260 зач., IV, 2-9.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любой христианин вынужден постоянно отвечать себе на вопросы, которые касаются нашего взаимодействия с нехристианами: каким образом вести себя по отношению к тем, кто находится вне Церкви? Как с ними разговаривать? И разговаривать ли вообще? Говорить только о Христе и Церкви или же можно затрагивать иные темы? Допустимы ли разговоры «ни о чем»? Как вообще быть? Ответ апостола Павла очень краток, но при этом он устраняет все эти вопросы, апостол написал так: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем». Вне всякого сомнения, христиане призваны свидетельствовать о Христе Воскресшем перед всеми. Но далеко не всегда это свидетельство может быть воспринято должным образом.
В качестве одного из крайне неудачных примеров хочу привести одну историю, свидетелем которой мне довелось быть. В центральном храме одного российского региона молодой священник совершал крещение. Дело было в начале нынешнего века, пришедших креститься было, наверное, около двадцати человек. Среди них были как младенцы, так и взрослые. Естественно, что с младенцами были их родители, крестные, друзья родителей, бабушки и дедушки. Суммарное же количество людей было весьма велико и приближалось, наверное, к сотне. Все эти люди пришлись ради крещения, но они были к нему не готовы, ведь тогда еще не была введена обязательная предкрещальная катехизация. Молодой священник, который совершал таинство, справедливо полагал, что так нельзя, что те, кто пришел креститься, должны знать основы веры, а потому он решил устроить лекцию непосредственно перед крещением. Он всех построил. Попросил соблюдать тишину и начал говорить. К концу первого часа его лекции собравшиеся стали заметно волноваться, что понятно: многие из них были с маленькими детьми, дети начали капризничать, да и стоять на одном месте с ребенком на руках в течение часа — не самое простое и приятное занятие. Но священника все эти обстоятельства ничуть не смутили, он еще раз попросил соблюдать тишину и продолжил свой возвышенный рассказ о Христе. Еще через полчаса люди начали постепенно покидать место предполагаемого крещения, так получилось, что я как раз проходил мимо и краем уха слышал то, что говорили друг другу эти люди. Если кратко, то цензурных слов они не произносили, они были крайне возмущены. Их можно понять, они совершенно не были настроены и расположены к прослушиванию лекции. Можно понять и священника, ведь он хотел всё сделать правильно, но он не учел слова апостола Павла, который, как мы помним, призывал к благоразумию в общении с внешними и к тому, чтобы мы находили правильное время, а не уподоблялись бездушным звуковоспроизводящим устройствам.
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







