На древних географических картах эту страну называли «Эдем». Ныне мы называем эту страну Армения. Споры о местонахождении потерянного рая – Эдема - продолжаются до сих пор. Предположение, что райский сад находился на территории Армении, далеко не единственная нить, которая связывает эту страну с библейской историей. Символом Армении считается гора Арарат, к вершине которой пристал Ноев ковчег. Есть предположение, что остатки Ноева ковчега находятся на Большом Арарате, который покрыт шапкой вечных снегов.
Соответственно – по-другому и быть не могло! - Армянская Святая Апостольская Православная Церковь — одна из древнейших Церквей мира.
Первым принес Слово Божие на эту землю апостол Фаддей – он обратил ко Христу сестру царя и многих вельмож, за что принял мученическую смерть по приказу царя-язычника. Через несколько лет такая же участь постигла и святого Варфоломея. Но христианство продолжало распространяться, и в 301 году Армения первой в мире провозгласила христианство государственной религией.
И само собою разумеется, что Армения – удивительное место для православного паломника.
Вот скажем храм Эчмиадзин, что переводится как «сошествие единородного». Здесь по преданию Григорию Просветителю в час молитвы было видение сошествия на землю Христа.
Кафедральный собор Эчмиадзин стоит здесь уже более 1700 лет! Он стал духовным центром Армянской Апостольской Церкви. При нем же находится резиденция Католикоса всех армян, церковно-исторический музей, духовная академия. В Святом Эчмиадзине хранятся бесценные реликвии – часть Копья, пронзившего тело Иисуса Христа, десница святого Григория, мощи святых апостолов Фаддея и Варфоломея, частица древа Ноева ковчега и еще многие христианские святыни.
А вот монастырь Хор Вирап, расположенный почти у границы с Турцией. Отсюда открывается самый красивый вид на библейскую гору Арарат и всю Араратскую долину. На русский язык Хор Вирап переводится как «глубокая яма», потому что монастырь был построен над подземельем, где тринадцать лет томился за распространение христианства святой Григорий Просветитель. Эта яма-темница сохранилась до наших дней. Ее диаметр 4,4 метра и глубина 6 метров. По узкой лестнице вы можете спуститься вниз и почувствовать атмосферу, в которой столько лет пребывал и молился святой старец
А на отвесном склоне ущелья реки Гарни находится удивительное произведение человеческих рук – пещерный монастырь Гегард, что означает «копье». По преданию, часть копья, которым при распятии пронзили Иисуса Христа, долгое время хранилась в этой обители. Первые монастырские помещения были прорублены в скале еще в IV веке. Устройство пещерных сооружений и сегодня поражает даже специалистов. Строители и архитекторы до сих пор спорят о том, каким способом они вырубались в те далекие времена. Требовались максимально точные расчеты, потому что исправить допущенные в работе ошибки было практически невозможно.
Строгостью и красотой отличается внутреннее убранство – тут и орнамент, и изображения растений и животных, и многочисленные кресты, высеченные на пещерных стенах. Удивляет также родник, истекающий прямо в полу притвора церкви. Вот уже семьсот лет посетителей встречает звон колоколов, выступающих из скал. Сегодня Гегард, который и поныне является действующим монастырем, внесен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Мы еще не упомянули монастырский комплекс Гошаванк. Он знаменит хачкарами – в переводе слово «хачкар» означает «камень с крестом». Это поразительное и больше нигде не встречающееся явление христианской культуры.
Но – время наше подходит к концу. Поэтому напомним только, что Армения славится еще и термальными курортами: Дилижан, Джермук, Агверан, Анкаван…
Совместить приятное с полезным? Тогда вам точно – в Армению!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 118 зач., XV, 17-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что сделать для того, чтобы не тратить время своей жизни впустую? Чтобы та работа, которую мы выполняем, не была тщетной, а результаты нашего труда были максимально полезными и долговечными? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,
18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,
19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.
20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,
21 но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.
22 Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам.
23 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам,
24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.
25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,
26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,
29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.
«Я всего лишь орудие в руках Бога, всё, что я сделал для проповеди Евангелия, на самом деле совершено силою Иисуса Христа» — так говорит о себе апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке. В чём же тогда была заслуга апостола? А в том, что он предоставил себя Богу целиком и безусловно. Он выразил готовность действовать так, чтобы о Христе узнало как можно больше людей. Более того, он начал совершать конкретные поступки для того, чтобы воплотить этот план в жизнь.
При этом мы видим, что Павел — не безвольная марионетка в руках Творца. Бог не даёт ему конкретные инструкции, которые апостол должен совершить против своей воли. Господь предоставляет ему полную свободу действий. Вот и сегодня мы видим, как Павел делится с адресатами своими планами. У него есть горячее желание идти с проповедью в Испанию. В то время этот регион переживал свой рассвет. Поэты Лукан и Марциал, выдающийся ритор и учитель красноречия Квинтилиан, великий философ-стоик Сенека — все они были испанцами. Вероятно, апостол представлял себе, что проповедь в этой стране принесёт христианской Церкви огромную пользу. И действительно, со временем Испания стала одним из оплотов веры Христовой.
Посетил ли апостол Испанию или нет, неизвестно. Существуют разные точки зрения на эту тему. Однако если следовать Писанию, его планам не было суждено сбыться. В Иерусалиме, куда он направлялся, началась та цепочка событий, которая в итоге привела к аресту апостола, его отправке в Рим, а там к его длительному заключению и мученической смерти. Иными словами, у Бога были другие планы.
Для нас всё это может послужить прекрасной иллюстрацией того, что великие события происходят тогда, когда человек, подобно апостолу Павлу, полностью отдаёт себя в распоряжение Божие. В нашем случае — проявляет желание и готовность на ежедневной основе искать волю Бога и во всех своих делах воплощать евангельские заповеди по отношению к окружающим людям. Одним словом, мы перестаём думать, что мы можем сделать для себя, но больше начинаем заботится о том, что Бог может сделать через нас для других. Сумеем ли мы при таком подходе воплотить в жизнь всё, что задумали? Не обязательно. Но лишь одно можно сказать наверняка. Всё то, что мы сделаем с мыслью о Творце, будет добротно и надёжно. Всё это послужит на пользу нам и тем людям, которые нас окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия В.С. Соловьева». Алексей Козырев

У нас в студии был декан философского факультета МГУ Алексей Козырев.
Мы говорили о русском религиозном мыслителе 19го века Владимире Сергеевиче Соловьёве, в частности о его размышлениях о любви, Богочеловечестве Иисуса Христа и об Апокалипсисе.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Священномученик Вениамин Петроградский». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о судьбе и служении священномученика митрополита Вениамина Петроградского, арестованного и расстрелянного в 1922 году.
Владыка Вениамин был одним из ярчайших и самых уважаемых церковнослужителей Русской Православной Церкви в начале 20-го века. Он пользовался огромным авторитетом даже среди рабочих, не раз встававших на его защиту перед новой советской властью. Владыка Вениамин активно участвовал в организации сбора помощи голодающим, много делал на благо Церкви и людей в то непростое время. Но всё равно, по доносу он был арестован и расстрелян.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер