На древних географических картах эту страну называли «Эдем». Ныне мы называем эту страну Армения. Споры о местонахождении потерянного рая – Эдема - продолжаются до сих пор. Предположение, что райский сад находился на территории Армении, далеко не единственная нить, которая связывает эту страну с библейской историей. Символом Армении считается гора Арарат, к вершине которой пристал Ноев ковчег. Есть предположение, что остатки Ноева ковчега находятся на Большом Арарате, который покрыт шапкой вечных снегов.
Соответственно – по-другому и быть не могло! - Армянская Святая Апостольская Православная Церковь — одна из древнейших Церквей мира.
Первым принес Слово Божие на эту землю апостол Фаддей – он обратил ко Христу сестру царя и многих вельмож, за что принял мученическую смерть по приказу царя-язычника. Через несколько лет такая же участь постигла и святого Варфоломея. Но христианство продолжало распространяться, и в 301 году Армения первой в мире провозгласила христианство государственной религией.
И само собою разумеется, что Армения – удивительное место для православного паломника.
Вот скажем храм Эчмиадзин, что переводится как «сошествие единородного». Здесь по преданию Григорию Просветителю в час молитвы было видение сошествия на землю Христа.
Кафедральный собор Эчмиадзин стоит здесь уже более 1700 лет! Он стал духовным центром Армянской Апостольской Церкви. При нем же находится резиденция Католикоса всех армян, церковно-исторический музей, духовная академия. В Святом Эчмиадзине хранятся бесценные реликвии – часть Копья, пронзившего тело Иисуса Христа, десница святого Григория, мощи святых апостолов Фаддея и Варфоломея, частица древа Ноева ковчега и еще многие христианские святыни.
А вот монастырь Хор Вирап, расположенный почти у границы с Турцией. Отсюда открывается самый красивый вид на библейскую гору Арарат и всю Араратскую долину. На русский язык Хор Вирап переводится как «глубокая яма», потому что монастырь был построен над подземельем, где тринадцать лет томился за распространение христианства святой Григорий Просветитель. Эта яма-темница сохранилась до наших дней. Ее диаметр 4,4 метра и глубина 6 метров. По узкой лестнице вы можете спуститься вниз и почувствовать атмосферу, в которой столько лет пребывал и молился святой старец
А на отвесном склоне ущелья реки Гарни находится удивительное произведение человеческих рук – пещерный монастырь Гегард, что означает «копье». По преданию, часть копья, которым при распятии пронзили Иисуса Христа, долгое время хранилась в этой обители. Первые монастырские помещения были прорублены в скале еще в IV веке. Устройство пещерных сооружений и сегодня поражает даже специалистов. Строители и архитекторы до сих пор спорят о том, каким способом они вырубались в те далекие времена. Требовались максимально точные расчеты, потому что исправить допущенные в работе ошибки было практически невозможно.
Строгостью и красотой отличается внутреннее убранство – тут и орнамент, и изображения растений и животных, и многочисленные кресты, высеченные на пещерных стенах. Удивляет также родник, истекающий прямо в полу притвора церкви. Вот уже семьсот лет посетителей встречает звон колоколов, выступающих из скал. Сегодня Гегард, который и поныне является действующим монастырем, внесен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Мы еще не упомянули монастырский комплекс Гошаванк. Он знаменит хачкарами – в переводе слово «хачкар» означает «камень с крестом». Это поразительное и больше нигде не встречающееся явление христианской культуры.
Но – время наше подходит к концу. Поэтому напомним только, что Армения славится еще и термальными курортами: Дилижан, Джермук, Агверан, Анкаван…
Совместить приятное с полезным? Тогда вам точно – в Армению!
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Переяславская рада». Дмитрий Володихин
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о Переяславской Раде 1654 года — собрании представителей запорожского казачества, результатом которого стало вхождение Запорожского войска в Русское царство и присяга казаков царю Алексею Михайловичу.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.