
Фото: Mateus Campos Felipe/Unsplash
В библейской истории сохранились сведения о поистине героических событиях. Взять хотя бы легендарное сражение Давида и Голиафа. Юный Давид вышел на бой с громадным Голиафом с обычной пастушьей пращой. Однако брошенный им камень метко попал великану в голову и сокрушил его. «Унзе камень под шлемом его», — читаем мы в Библии.
Для описания того, что произошло с великаном Голиафом церковнославянская Библия использует глагол «унзнути». Он является родственным таким привычным нам понятиям, как например «нож» или «вонзить». По сути камень, выпущенный из пращи Давида, не просто стукнулся о голову великана, но пробив его шлем, вонзился ему в череп. Давид в знак победы затем отрубил Голиафу голову. Череп великана с вонзившимся в него камнем был в 1996 году найден археологами, что подтвердило правдивость библейского рассказа. Об этой удивительной находке говорится в одной из программ цикла «Тайны Библии», который также выходит на радио «Вера». Но вернемся к глаголу «унзнути». С этим словом мы встречаемся также в псалме 31-ом. Его автор, упомянутый уже царь и пророк Давид, использует выражение «Егда унзе ми терн». Оно обозначает внутреннюю боль Давида от совершенного им греха, который вонзился в его сердце подобно терновому шипу. Что «унзнути», что связанные с ним понятия («нож», «вонзить», «нанизать») имеют с точки зрения филологии один корень и восходят к авестийскому (древнеиранскому) слову «нЕза», которое переводится на русский язык как «игла, острие».
Итак, запомним, что церковнославянское слово «унзнути» в переводе на русский язык означает — «застрять, вонзиться».
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема