
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Еф., 231 зач., V, 25-33.
Глава 5.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел говорит о супружеских отношениях, о любви и служении друг другу. Он сравнивает их с отношениями гораздо более возвышенными и глубокими — с тайной отношений Христа и Церкви. Очевидно, что это сравнение возникает не на пустом месте, так как в Ветхом завете Сам Бог нередко сравнивает Свои отношения с народом с браком.
Существует ли Христос отдельно от Церкви, если она Его тело? Конечно, ведь Он ходил по земле, общался с учениками и другими людьми... Но, если мы поставим вопрос иначе: ради чего Бог воплотился? Мы скажем однозначно: Бог стал человеком и родился на земле ради людей, объединенных с Ним и в Нем, то есть ради Церкви. Существует ли Церковь вне Христа? Конечно, нет. Но существуют отдельные люди, разумные и свободные, которые могут ответить на призыв Христа, согласиться с замыслом Божиим и стать Церковью. Иными словами Иисус как Христос, Мессия существует для тех, кого призывает и спасает, а люди собираются в Церковь ради того, чтобы реализовать Божий замысел, с которым они согласны.
Именно в этом смысле отношения мужчины и женщины оказываются соотносимы с тайной Христа и Церкви. Муж не может быть мужем без жены, так же, как и жена — не может быть женой без мужа, они существуют как муж и жена друг друга. Как мужчина и женщина они могут существовать сами по себе, но как муж и жена существуют ради друг друга. Апостол в другом месте так и пишет: муж ради жены и жена ради мужа. Впрочем, очень важно понимать, что такое ощущение может быть в человеке только глубоко личным. Сам по себе он может сказать: я существую в другом и ради другого, но совершенно недопустимо думать так о другом: он существует ради меня, он обязан жить моими интересами. Из этого рождается желание переделать человека под себя, отказ от того, чтобы считать его личностью, свободной и ценной перед Богом.
Как часто люди, услышав слова апостола Павла о том, что жена должна слушаться мужа, делают из этого вывод, что они имеют право превратить ее в дополнение к своей жизни, в обслуживающий персонал, в того, кто должен безропотно подчиняться. Однако апостол совершенно не имеет в виду простого подчинения и неравенства. Да, Христос — глава Церкви, но невозможно себе представить, чтобы Он действовал в ней силой и принуждением. Понимая опасность того, что в патриархальном обществе его слова могут быть интерпретированы как основа семейного деспотизма, апостол показывает, как Христос действует в Церкви. Он достигает ее чистоты посредством крестной смерти и слова.
Сегодняшний отрывок заканчивается призывами мужу любить жену, как самого себя, а жене бояться мужа. В наши дни это кажется глубоко неправильным, ведь мы говорим, что христиане призваны жить в любви. Уже древние, размышляя над этим стихом, отмечали, что апостол говорит здесь не о конце, а о начале пути, в котором еще нет речи о совершенных отношениях... Концом же пути, должна быть жизнь двух в одну плоть, жизнь в любви, которая изгоняет страх.
Псалом 21. Богослужебные чтения

Царя Давида не зря называют пророком. В его псалмах — поэтических произведениях — нередко находятся образы, имеющие отношение не только к жизни самого Давида, но и к служению Иисуса Христа. Пророческий характер имеет и псалом 21-й, который звучит сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Псалом 21.
1 Начальнику хора.
При появлении зари. Псалом Давида.
2 Боже мой! Боже мой! внемли мне, для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.
3 Боже мой! я вопию днём, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения.
4 Но Ты, Святой, живёшь среди славословий Израиля.
5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;
6 к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.
7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:
9 «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасёт, если он угоден Ему».
10 Но Ты извёл меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.
11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой.
12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.
13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,
14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце моё сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свёл меня к персти смертной.
17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;
21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;
22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.
23 Буду возвещать имя Твоё братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.
24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. Всё семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним всё семя Израиля,
25 ибо Он не презрел и не пренебрёг скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.
26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.
27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!
28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
29 ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами.
30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.
31 Потомство моё будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:
32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.
Прозвучавший сейчас 21-й псалом был написан Давидом в годы, когда его преследовал сошедший с ума царь Саул. Саул, лишённый благословения Божия и права на царство из-за предательства веры, узнал, что вместо него на царство поставлен Давид. Грешный правитель не смирился и решил до последнего цепляться за власть. Даже если для этого потребуется убить Давида и его сторонников. На Давида началась облава. В итоге пророка фактически загнали в угол. Встреча с Саулом и его войском была неизбежной и грозила кровавой катастрофой.
Псалом 21-й — это настоящий крик отчаяния. Давид представляет, как его схватят и распнут. Ведь именно так поступали с государственными преступниками в те времена. Пророк описывает, как будут кровоточить его раны, как распинатели будут делить его одежды. Но ничего подобного с Давидом не произошло. Неожиданно на Израильское царство напали враги. Саулу пришлось спешно защищаться от них. И вскоре безумный царь и вовсе погиб, наложив на себя руки. Но то, что не произошло с Давидом, в точности исполнилось в отношении его потомка — Иисуса Христа.
Спасителя его враги тоже загнали в угол, затем схватили, били и, наконец, распяли. И Христос видел, как у подножия креста гонители бросают жребий, деля между собой одежды Сына Божьего. Возникает вопрос — почему Господь Давида пожалел, избавил его от страданий, а Христа нет? Конечно, за Бога мы ответить не в состоянии. Но можем сделать предположение.
У Давида и у Христа имелись разные задачи. А именно. Давид должен был уцелеть и взойти на царский трон. Не для того, чтобы наслаждаться властью, а чтобы охранять народ еврейский, заботиться о нём, чтобы внутри него со временем произошло чудо Боговоплощения. Христос же не нуждался в земной власти. Он призван был умереть, а затем через воскресение из мёртвых смерть победить. И после этого вознести человечество Своё на высоту Божественную, чтобы нам, верующим в Него, продолжить путь туда же.
Псалом 21. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 21. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 21. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида.
2 Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.
3 Боже мой! я вопию днем,- и Ты не внемлешь мне, ночью,- и нет мне успокоения.
4 Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.
5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;
6 к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.
7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:
9 "он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему".
10 Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.
11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты - Бог мой.
12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.
13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,
14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.
17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;
21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;
22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.
23 Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.
24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,
25 ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.
26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.
27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!
28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
29 ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами.
30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.
31 Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:
32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что' сотворил Господь.
13 апреля. О трудах и мировоззрении Михаила Гаспарова

Сегодня 13 апреля. В этот день в 1935 году родился филолог и литературовед Михаил Гаспаров.
О его трудах и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Один из самых его известных трудов «Занимательная Греция» был написан еще молодым человеком. Юный читатель знакомится с историей и мифами Греции в изложении Гаспарова и входит в этот удивительный мир античной культуры, лежащий в основе всей европейской книжности. За несколько дней до кончины Михаил Гаспаров принял православное крещение и сподобился отпеванию по православному чину. О чем это говорит? Филология, любовь к слову, любовь к мудрости, действительно знакомят человека с шедеврами мировой литературы. И очень часто, могу сказать это сам как выпускник филологического факультета, подводят студента, а затем и ученого человека к Евангелию. Не случайно филологический факультет называли христианским факультетом даже в советское время. И мы сегодня воздаем честь этому замечательному доктору филологических наук, который не только в Академии наук председательствовал, но читал лекции в Литературном институте имени Горького, собирая огромные аудитории. Наряду с Аверинцевым, одним из наших блестящих отечественных ученых, Михаил Гаспаров представлял собой цвет интеллигенции.
Все выпуски программы Актуальная тема