Еф., 231 зач., V, 25-33.
Глава 5.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел говорит о супружеских отношениях, о любви и служении друг другу. Он сравнивает их с отношениями гораздо более возвышенными и глубокими — с тайной отношений Христа и Церкви. Очевидно, что это сравнение возникает не на пустом месте, так как в Ветхом завете Сам Бог нередко сравнивает Свои отношения с народом с браком.
Существует ли Христос отдельно от Церкви, если она Его тело? Конечно, ведь Он ходил по земле, общался с учениками и другими людьми... Но, если мы поставим вопрос иначе: ради чего Бог воплотился? Мы скажем однозначно: Бог стал человеком и родился на земле ради людей, объединенных с Ним и в Нем, то есть ради Церкви. Существует ли Церковь вне Христа? Конечно, нет. Но существуют отдельные люди, разумные и свободные, которые могут ответить на призыв Христа, согласиться с замыслом Божиим и стать Церковью. Иными словами Иисус как Христос, Мессия существует для тех, кого призывает и спасает, а люди собираются в Церковь ради того, чтобы реализовать Божий замысел, с которым они согласны.
Именно в этом смысле отношения мужчины и женщины оказываются соотносимы с тайной Христа и Церкви. Муж не может быть мужем без жены, так же, как и жена — не может быть женой без мужа, они существуют как муж и жена друг друга. Как мужчина и женщина они могут существовать сами по себе, но как муж и жена существуют ради друг друга. Апостол в другом месте так и пишет: муж ради жены и жена ради мужа. Впрочем, очень важно понимать, что такое ощущение может быть в человеке только глубоко личным. Сам по себе он может сказать: я существую в другом и ради другого, но совершенно недопустимо думать так о другом: он существует ради меня, он обязан жить моими интересами. Из этого рождается желание переделать человека под себя, отказ от того, чтобы считать его личностью, свободной и ценной перед Богом.
Как часто люди, услышав слова апостола Павла о том, что жена должна слушаться мужа, делают из этого вывод, что они имеют право превратить ее в дополнение к своей жизни, в обслуживающий персонал, в того, кто должен безропотно подчиняться. Однако апостол совершенно не имеет в виду простого подчинения и неравенства. Да, Христос — глава Церкви, но невозможно себе представить, чтобы Он действовал в ней силой и принуждением. Понимая опасность того, что в патриархальном обществе его слова могут быть интерпретированы как основа семейного деспотизма, апостол показывает, как Христос действует в Церкви. Он достигает ее чистоты посредством крестной смерти и слова.
Сегодняшний отрывок заканчивается призывами мужу любить жену, как самого себя, а жене бояться мужа. В наши дни это кажется глубоко неправильным, ведь мы говорим, что христиане призваны жить в любви. Уже древние, размышляя над этим стихом, отмечали, что апостол говорит здесь не о конце, а о начале пути, в котором еще нет речи о совершенных отношениях... Концом же пути, должна быть жизнь двух в одну плоть, жизнь в любви, которая изгоняет страх.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.