Еф., 230 зач., V, 20-26.
Глава 5.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол рассуждает о практике христианской жизни и обращается к отношениям супругов. Помню, как однажды меня попросили быть судьей в споре мои близкие друзья, муж и жена. Хорошо зная Священное Писание, муж утверждал, что жена должна слушаться его во всём. Он делал акцент на словах «во всём» и ссылался при этом как раз на текст, который мы услышали. Я так хорошо этого текста не помнил и сначала даже не поверил и, только открыв текст, убедился, что апостол действительно произносит это слово. Казалось бы, спорить тут не о чем, ведь написано черным по белому и совершенно однозначно, остается мужу командовать, а жене полностью подчиняться. И всё же я с такой позицией не согласился и предложил порассуждать. Скажем, совершенно очевидно, что муж может быть не верующим и требования его могут противоречить нормам христианской жизни. Это значит, что такое желанное для некоторых правило уже не абсолютно и не безусловно. Дальше просто: если слова неверующего мужа могут быть греховны, разве слова верующего всегда праведны?
Но для чего же тогда апостол написал эти слова о жёнах? Обратившись к контексту, мы поймем, что эту мысль апостола надо рассматривать в паре с другой. Для современного общества, зацикленного на вопросах равенства и эмансипации, начало текста оказывается практически неинтересным. Мы сразу задумываемся над тем, что имел в виду апостол, когда говорил о повиновении жены мужу, хотя на самом деле в начале чтения он обращается одинаково ко всем, он призывает исполняться Духом «повинуясь друг другу в страхе Божием». Скажут, кто же тогда будет управлять, если все будут только подчиняться? Но разве не об этом говорит Христос, когда наставляет учеников: «кто хочет быть среди вас первым, да будет всем слуга»? Именно об этом! Но разве может руководить слуга? Может, потому что речь не о том, чтобы быть у всех на побегушках, а том, чтобы служить всем ко спасению. В этом смысле повиноваться друг другу в страхе Божием — это исполнять друг для друга то, что будет полезно.
Призыв к жёнам повиноваться мужьям, лишь часть общего призыва служить спасению друг друга. Именно поэтому после слов к жёнам, которые должны воспринимать мужа так же, как Церковь воспринимает Христа, апостол пишет мужьям, что они должны вести себя по отношению к жёнам, как Христос ведет себя по отношению к Церкви. Поэтому призыв «любите своих жён» — это не призыв испытывать нежные чувства, сравнимые с влюбленностью. Такие вещи нельзя в себе создавать, они возникают и проходят без нашей воли. Любовь, о которой говорит апостол, это любовь по образу Христа — жертвенная и спасающая.
Иными словами, пусть и по-разному, апостол обращает к своим читателям, жёнам и мужьям общий призыв: живите так, чтобы ваши взаимоотношения, ваши действия друг ко другу были спасительными. Мы слышим апостола и проникаемся высокими идеями. Живем и думаем: да я ради нее или ради него умру... А потом приходим домой и не можем мирно принять самые простые вещи... не уступаем в мелочах, шантажируем и ставим свои условия... И нам всё кажется — ну это же не всерьез, это быт, а вот в высоком смысле я готов послужить. Только Христос не случайно сказал, что верность в большом начинается с верности в малом. Так и жертвенная любовь начинается с самых простых и бытовых вещей, в которых мы должны помогать и служить друг другу.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.