1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25.
Глава 14.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке речь идет о явлениях, которые были очень распространены в Древней Церкви. Первое — это говорение на незнакомом языке, или как его нередко называют, глоссолалия, второе — это пророчество.
Из книг Нового Завета мы знаем, что дар говорить на иностранном языке получили апостолы в день Пятидесятницы, чтобы нести слово Божие по всему миру. Однако также этот дар использовался и для наставления самих верующих. Соответственно среди христиан были те, кто говорил на незнакомых языках и были те, кто их истолковывал окружающим. Видимо в общине города Коринф появились люди, которые использовали эти дарования не по назначению. На богослужениях воцарялся беспорядок и неразбериха из-за того, что сразу несколько человек в состоянии духовного восторга начинали говорить на незнакомом языке. Так они словно вступали в соревнование друг с другом, желая удовлетворить свою гордыню, показать свою значимость. Возможно, и просто появились подражатели, которые, не обладая сверхъестественным даром, доводили себя до такого эмоционального накала, что просто имитировали глоссолалию. При этом их речь никак не истолковывалась и не приносила никакой пользы окружающим.
Апостол Павел говорит, что такое положение дел неприемлемо. А коринфяне ведут себя как дети, которые нередко хвастаются друг перед другом. Любое духовное дарование должно приносить пользу. И если незнакомый язык не будет внятно растолкован, толку от него не будет. Довод его прост. Если вдруг в церковном собрании окажется посторонний человек и услышит непонятные слова, он подумает, что здесь творится что-то в высшей степени странное, ведь люди, несущие тарабарщину, похожи на одержимых. Однако если он услышит вразумительную речь, пророческое истолкование, его сердце откликнется, совесть оживет и, возможно, он уверует во Христа.
Поэтому, говорит апостол, говорить на иностранных языках — в первую очередь задача внешней проповеди, когда проповедник обращается к иностранцам. В общине этим даром не стоит злоупотреблять. И если кто-то в состоянии духовного восторга все же начнет говорить непонятные слова, должен быть всегда и тот, кто их пророчески истолкует, объяснит суть.
Вывод из слов апостола напрашивается сам собой. Участие христианина в богослужении должно быть осознанным. Здесь не место для эмоциональной экзальтации или бездумного механического исполнения ритуала. Как те, кто совершает богослужение, так и те, кто в нем участвует в роли простых прихожан должны делать это осмысленно. Ведь только то, что воспринимает наш ум, может утешить наше сердце и принести нам духовную пользу.
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов