
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Французский полководец Наполеон Бонапарт мечтал когда-то покорить мир — расширить границы своей империи до максимальных размеров. Вполне возможно, что подобные желания появились у него не случайно. Предки современных французов, галлы, отличались воинственностью и в этом отношении не уступали даже свирепым викингам. Так, например, в третьем веке до Рождества Христова около 20 тысяч галлов переселились из Европы в Малую Азию, где принялись опустошать территории местных царств, обкладывая их население данью.
Впрочем, довольно быстро захватчикам был дан отпор. В итоге, галлы отказались от планов покорить всю Малую Азию и заняли довольно компактную часть её территории, образовав впоследствии провинцию под названием Галатия. В местных городах — Листре, Дервии, Иконии — апостол Павел побывал во время своего первого миссионерского путешествия. Благодаря проповеди святого в Галатии появилась большая христианская община — настоящая поместная Церковь.
После отбытия апостола в среде галатийских христиан начались разногласия по поводу отношения к Ветхому Завету. Споры и ссоры возникли из-за лжепроповедников, которые говорили об обязательности иудейских норм для христиан, — что мужчины-христиане должны подвергаться обрезанию, что нужно воздерживаться от свинины, соблюдать покой в субботу и прочее.
Апостола Павла эти проповедники называли лжецом и лицемером, который якобы сам не смог соблюсти требования закона Моисея, а потому и других подталкивает к его нарушению. Подобные обвинения побудили святого Павла посвятить значительную часть Послания к Галатам соотношению Ветхого и Нового Заветов, а также особенностям религиозной жизни человека в христианской традиции.
Верования евреев, живших на рубеже эпох Ветхого и Нового Заветов, представляли собой интересное явление. Многие иудеи с тщательностью соблюдали все аспекты законов пророка Моисея и считали, что это фактически гарантирует им благую участь и в этой жизни, и в посмертной. Апостолу Павлу, который также неукоснительно соблюдал заповеди Ветхого Завета (здесь его оппоненты были не правы), такой подход к религиозной жизни был совершенно чужд.
Не отвергая значения соблюдения религиозных обрядов, Павел указывает, что сами по себе эти обряды человека спасти не могут. Более того, соблюдение закона приводит только к одной мысли: чем больше и тщательнее человек стремится его исполнять, тем больше разочаровывается в себе и тем больше уповает на Бога.
Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога, — говорит апостол. В этой, так сказать, «смерти» эгоизма, наступившей вследствие саморазочарования, человек находит Бога. Разуверившись в собственных силах, он начинает верить в Господа, и именно в вере, родившейся в пучине кризиса, обретает спасение. Что не означает, что нужно прекратить соблюдать заповеди, исполнять добрые дела. Апостол призывает нас правильно расставить приоритеты — христианин призван жить так, как на земле жил Сын Божий Иисус Христос, добрыми делами свидетельствуя о своей вере.
Спаситель совершал множество добрых поступков, но при этом всегда подчеркивал, что не гордится, не присваивает сотворенное благо Себе, а живет упованием и надеждой на Своего Бога Отца. Вот почему апостол Павел завершает данный отрывок из Послания к Галатам именно такими словами: Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Правописание слова «Бог» — контекстный подход;
— Обсуждение на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви рисков использования искусственного интеллекта;
— Общение человека с искусственным интеллектом как духовная проблема.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM