Всенародное почитание русского святого 18 века — святителя Иоасафа Белгородского — выразилась и в поэтических строках.
Сегодня мы говорим о святителе Иоасафе Белгородском и стихотворении Семёна Надсона «Святитель».
Место действия — Мгарский Спасо-Преображенский монастырь в Полтавской епархии. Время действия — 18 век.
Поэзия Семёна Надсона пользовалась необычайной популярностью у молодёжи конца 19 века. Многие задавались вопросом: что даёт поэту, больному неизлечимой чахоткой, силу жить и творить? И находили ответ в его творчестве.
Одно из известных стихотворений Надсона — «Святитель» — написано от лица крестьянина, который спокойно и обстоятельно рассказывает о своей жизни в глухой белгородской деревне.
Словом, — точно мы Богом забыты... Порой
Жутко станет, как вьюга ночная
Запоёт, заметёт, зашатает избой,
Да завоет в трубе, как шальная...
Там, за этим леском, что видать из окна,
Есть обитель; давно над рекою
Золотыми крестами сияет она
И белеет зубчатой стеною.
В стихотворении Надсона «Святитель» речь идет о Мгарском Спасо-Преображенском монастыре, что находится в 150-ти километрах от Полтавы.
Семён Надсон детские годы провёл в Киеве, он хорошо знал Малороссию и чтимых в здешних краях святых. В первой половине 18 века настоятелем Мгарского монастыря был Иоасаф, впоследствии ставший епископом Белгородским. Его в народе с любовью называли «наш угодник» или «наш заступник».
Крестьянин из надсоновского стихотворения с большой теплотой говорит о Мгарской обители, как островке благодати среди дремучих лесов.
Сотни лет её колокол мерно гудит,
По заре на молитву сзывая,
И далёко удар за ударом летит
Над лесными вершинами края...
Много ходит в народе сказаний о ней,
В старину — говорят те сказанья, —
Сам угодник нашёл в ней приют от скорбей
И покой от мирского скитанья;
Сам, своими руками, на церковь принёс
Первый камень блаженный Святитель,
И сподобил его за смиренье Христос
Чудесами прославить обитель.
Святитель Иоасаф Белгородский скончался в 1754 году, а через два года, при открытии его мощей, случилось великое чудо.
Тело святителя Иосафа, его одежды и гроб в сырой гробнице были найдены нетленными, и многие верующие получили от его мощей исцеление.
Вот и крестьянин в надсоновском стихотворении «Святитель» говорит о том, что вера в святых — угодников Божиих — даёт человеку силу и надежду. Надежду на то, что тебя услышат и помогут, и ты не одинок, даже если живёшь в деревенской глуши.
Любит Божий угодник рабочий народ,
И видна наша немочь святому:
Как рукой с тебя снимет он бремя забот,
Как туман с тебя свеет истому.
Словно камень свалил облегчённо с груди,
И следа нет кручины постылой...
И уж где ж ты, кручина, девалась!..
Приди — я с тобою померяюсь силой!
Семён Надсон пережил много несчастий: раннее сиротство, смерть любимой девушки. Поэт был болен неизлечимой чахоткой, которая в двадцать четыре года свела его в могилу. Но при этом в его стихах нет отчаяния и страха смерти.
Вера — вот что давало Надсону силу стойко переносить все жизненные невзгоды.
Стихотворение «Святитель» Семён Надсон написал в 1882 году — за тридцать лет до канонизации Иоасафа Белгородского. Поэт выразил народную веру в святость Иоасафа Белгородского и его небесную помощь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.