
Император Феодосий вступил на Византийский престол в непростое время. Его предшественник на троне, Валент, благоволил арианам и помог им захватить церковную власть в столице — в 379 году еретики заняли все храмы Константинополя. Проповеди раскольников будоражили умы знати и простолюдинов, богословские споры выплескивались на улицы.
— Беда, что творится в нашем городе! Всяк мнит себя мудрецом, и рассуждает о Боге со смелостью десятилетнего сорванца. Поинтересуешься, почём хлеб — в ответ умствуют об Отце и Сыне. Спросишь, готова ли баня — рассуждают о Непостижимом. И при этом в каждом доме свой символ веры! Найдется ли управа на еретиков?
— Не горюй, брат! По приглашению императора Феодосия в Константинополь приехал епископ Григорий — даст Бог, он поможет вернуть благочиние Церкви Христовой!
— Тот маленький невзрачный человек в ветхой рясе, что шёл вчера в императорской процессии по правую руку от государя? Так он больше похож на крестьянина, чем на епископа! Его руки такие мозолистые и чёрные, словно их хозяин всю жизнь держался за соху. Где уж ему состязаться в словопрениях с арианами!
— Ну, внешнее впечатление может быть обманчивым! Говорят, владыка Григорий умён и образован.
Святитель Григорий был одним из образованнейших людей своего времени. Родился он в Капподокии, в маленьком селении Арианз, близ города Назианза — ныне это территория Турции. Сын состоятельных родителей, Григорий несколько лет проходил курс наук в лучших школах Византии. Во время учёбы в Афинах он сблизился с Василием — впоследствии великим учителем Церкви. Друзей объединяла любовь к наукам и стремление к богопознанию. По окончании обучения будущие святители удалились в пустыню, где проводили время в молитве и богословских трудах.
По возвращении в мир Василий вскоре принял сан епископа. Григорий же по-прежнему стремился к уединённому жительству. Он мечтал лишь о том, чтобы, по его собственному выражению, «неосквернённому беседовать с Богом и чистому озаряться лучами Духа без всяких преград для Божественного света». Примером для подвижника были такие строгие аскеты, как пророк Илия и Иоанн Креститель. Однако, оставаться в уединении не удавалось. Отец Григория, епископ Назианза, был уже в преклонных летах и нуждался в помощнике. По его горячей просьбе сын стал священником и взял на себя часть забот о пастве, хотя тяготился и общественным служением.
Между тем, в стране распространялось арианство, и Василий Великий стал одним из столпов противостояния ереси. Желая иметь опору в своём образованном друге, он призвал Григория в епископы. Тот принял хиротонию, по его словам, «уступая принуждению». Святитель Григорий помогал отцу в управлении Назианской епархией и разделял все тяготы Василия Великого, но при этом скорбел о невозможности предаться безмолвию в монашеской келье.
Похоронив отца, а вслед за ним и друга, святитель Григорий тяжело заболел и поселился в маленькой обители неподалеку от родного поселка. Но уединение длилось недолго — император Феодосий призвал образованного епископа в столицу, чтобы одолеть засилье еретиков. В Константинополе епископ Григорий жил у родственников и служил в домовой церкви. Поначалу святитель, с его скромной внешностью, не понравился столичной знати, избалованной пышностью церковного быта. Но вскоре он покорил всех силой своего красноречия, рождённого от союза веры и образования. Народ стал стекаться в церквушку на окраине города, предпочитая служение епископа Григория еретическим собраниям. Тысячи людей возвращались в лоно Православной Церкви.
Когда ариане покинули храмы столицы, святитель Григорий удалился в родной Арианз, где провел последние годы своей жизни в аскетических подвигах. Боголюбивый епископ, за свои труды получивший титул Богослов, изложил в написанной стихами автобиографии главную свою надежду:
«К такому вот итогу Бог привел меня,
Жизнь уделив, превратностями полную.
Так завершится ли, скажи мне, Господи,
Мой путь в чертоге несказанной Троицы,
Чья даже тень, неясная и слабая,
Меня приводит ныне в восхищение?»
«Через боль к свету»
В этом выпуске своими историями о том, как через какие-то сложные испытания человек пришел к вере или переосмыслению жизни, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 26. Богослужебные чтения

Не сомневаюсь, что вам приходилось слышать цитату: «Кто знает, „зачем“ жить, может вынести любое „как“». 26-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, очень ярко и я бы сказал — зажигательно! — раскрывает суть приведённой цитаты.
Псалом 26.
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внЕмли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Перед нами — очень эмоциональная картина скорбей и напастей, выпавших на долю Давида — но которые не низвергают его в уныние, или тем более отчаяние. Напротив, чем крепче усиливается внешнее давление на него со стороны противостоящих ему — тем сильнее он ощущает потребность в переживании своей близости к Богу.
И здесь лежит чёткая граница между мирским, секулярным пониманием смысла и цели человеческой жизни — и религиозным. Если первое нацелено прежде всего на достижение счастья — как бы оно ни понималось, то религиозный, прежде всего, христианский подход — и тут, наверное, слушатель предвкушает, как я начну апологию страданий и мученичества, правда ведь?..
А вот и нет! Дело в том, что сама тема «счастья — несчастья» в христианской оптике видится совершенно в другом измерении. Что такое «с-частье»? Это же всё — если следовать логике Гесиода — отголоски Мойр, трёх сестер, древнегреческих распорядительниц судьбы — которые проникли и в наш язык в виде понятия «доля». «Благая доля», «обездоленный» — и другие однокоренные слова — всё об одном и том же. Одному — счастье, другому — несчастье. И ничего тут не поделать!
Но глаза Давида — а вместе с ним и наши — смотрят совершенно иначе! Для него важен и значим только Бог — Который, в отличие от капризных, своенравных и непредсказуемых богинь судьбы, — обращён навстречу человеку. Бог открыт для общения, разговора в молитве; к Нему кричит Давид в своей беде — и от Него же получает ответы. Наличие этой — как сегодня бы мы сказали — «продуктивной коммуникации» — вселяет в сердце Давида восторг, от которого становятся смешными любые самые жуткие страхи и опасения. И правда — чего бояться-то, когда за тебя — Сам Бог?..
Псалом 26. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 26. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.