
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 144 зач., X, 5-12.
Глава 10.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Французский антрополог Клод Леви-Стросс с большим интересом изучал, как разные народы понимают универсальные, казалось бы, понятия. Такие, например, как будущее и прошлое. Так вот — Леви-Стросс обнаружил, что американские индейцы фактически не различают два этих явления. Для них будущее и прошлое существуют в неразрывной связи. И если попытаться объяснить эту связь при помощи визуального образа, то получится примерно следующее.
Человек, по мнению индейцев, идет по жизненной линии спиной вперед. И будущее в их понимании — это те события, которые, попав в периферию зрения, тут же становятся частью отчетливо обозреваемого прошлого. Таким образом, для американских индейцев всё новое неминуемо накладывается и автоматически сравнивается с уже случившимся. И оказывается, что под луной действительно случается не так уж и много нового. Вот почему коренное население Америки столь скептично относится к научно-техническому прогрессу и иным утопическим стремлениям мира, который гонится за будущим, презирает прошлое, а потому постоянно наступает на грабли уже преодоленных, казалось бы, когда-то проблем. О пользе помнить прошлое — помнить честно, без романтического флёра, говорит нам сегодняшнее чтение из послания апостола Павла к коринфянам.
В данном месте святой обращается к еврейской части Коринфской церкви. До апостола дошли сведения, что христиане из евреев начали превозноситься над христианами из язычников, утверждая, что являются верующими первого сорта. Для вразумления своих учеников и примирения враждующих сторон Павел применяет очень суровый метод. В послании, которое явно читалось вслух для всех членов Церкви, апостол перечисляет неблаговидные события из истории народа Израильского. Говорит он преимущественно о том, что происходило с предками современных ему евреев в пустыне — после исхода из Египта.
Казалось бы, спасенный чудесным образом благодаря пророку Моисею народ избранный должен был всецело посвятить себя служению Богу в благодарность за освобождение. Но Библия говорит нам об ином. Евреи во время путешествия по пустыне впадали в идолопоклонство, поддавались блудной страсти, роптали на Господа и поднимали бунт против Него. За всеми этими проступками следовало наказание. Но не потому, что Бог жесток, а потому что ветхозаветные люди иных педагогических мер не понимали.
Зачем апостол Павел вспоминает грехи и кары из прошлого? Во-первых, потому что святой был против героизации истории Израиля. Он призывал помнить всё — и святость, и падения. Чтобы первым вдохновляться, а вторым вразумляться. Вторая причина важности сохранять максимально объективное отношение к прошлому состояла в том, чтобы в настоящем не наступать на пресловутые грабли совершенных когда-то ошибок. Евреи в пустыне были уверены, что если Бог спас их от Египта, то они являются избранными, а потому могут позволить себе многое. Некоторые современники апостола Павла, христиане из иудеев и язычников, тоже полагали, что если приняли крещение и обрели веру, гарантированы от наказания свыше.
Святой напоминает своим современникам и нам о том, что Бог по-настоящему неравнодушен к людям. Тех, кто искренне следует Его промыслу, Он поддерживает и воодушевляет. Тех, кто стремится ко греху, вразумляет, приводит в чувство. Не потому что жесток, а потому, что применяет к человеку те средства, которые именно этому человеку понятны. Завершая сегодняшний разговор, возьмем на вооружение следующие слова апостола Павла: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Не будем поддаваться самонадеянности. Не будем мыслить о себе лишнего. Пусть память об ошибках прошлого по-хорошему отрезвляет ум, а также вселяет в сердце надежду и веру в Бога — единственную нерушимую опору и верного защитника для каждого человека.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема