
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этими словами заканчивается Послание апостола Павла к римским христианам. Значительную часть сегодняшнего отрывка занимают прощальные слова, в которых потрудившийся над записью слов апостола Тертий упоминает себя самого и несколько других человек, судя по всему, известных и небезразличных римской общине.
Содержательно же важны самые первые слова отрывка, в них апостол Павел дает финальное напутствие своим адресатам, он просит их остерегаться «производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились», потому что те, кто вносит смуту, «служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву».
Апостол Павел прекрасно осознавал, что как бы ни были мудры и одновременно просты его слова, каким бы возвышенным истинам он ни учил, как бы ни был он убедителен, обязательно найдутся те, кто будет с ним спорить, те, кто не захочет ему поверить. Павел предупреждает римских христиан о том, что так произойдет, и через это предупреждение он вооружает их.
Апостол ясно говорит, что восстающие на его проповедь руководствуются не любовью к истине, ведь если бы они стремились к истине, то послушали бы апостола, потому что истина заключена в его словах. Эти люди идут по пути достижения сугубо земных тленных целей, всю совокупность которых Павел выразил через упоминание того, что они «служат… своему чреву». Если для Павла основной мотив любого его действия — исполнение воли Божией, то его оппоненты живут ради самих себя. Конечно, собственно «чрево», то есть «живот», это всего лишь метафора, под которой следует понимать сиюминутные и исключительно земные интересы тех, кто противостоит апостолу.
Предостережение, которое дал апостол Павел римским христианам, никогда не потеряет своей актуальности. История Церкви показала, что в любом христианском сообществе, вне зависимости от того, в какое время и в каком месте оно находится, эпизодически появляются люди, которые учат не тому, чему учил апостол, и через это они вносят соблазн и разделение. Определить таких людей довольно просто: это те, кто вторгается в христианскую общину и вносит сумятицу. Как правило, эти люди довольно поверхностно знают Священное Писание и учение Церкви, они знакомы лишь с некоторыми положениями церковного вероучения и способны оперировать относительно небольшим числом цитат из Писания. Суть же и Писания, и учения Церкви от них ускользает. Впрочем, они и не пытаются их постигнуть, у них совсем иные цели.
Дай нам всем Бог «мудрости на добро» и «простоты на зло», чтобы мы сумели всегда быть верны учению святого первоверховного Христова апостола Павла!
26 апреля. О подвиге мученика Крискента

Сегодня 26 апреля. День памяти Мученика Крискента из Мир Ликийских, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его личности и подвиге — священник Стахий Колотвин.
Когда русский человек слышит «Мирликийский», безусловно, у него ассоциация возникает со святителем Николаем. Эта ассоциация не случайна, потому что Мир Ликийский – это небольшой городок. Даже в Ликие это не самый главный город, не самый главный порт. Если б не святитель Николай, никто бы о нём и не узнал. Более того, мученик Крискент, чью память мы сегодня совершаем, это тоже человек, о котором мы знаем благодаря святителю Николаю, потому что именно в древнейших списках жития святителя Николая, в похвалах, которые писал святителю Николаю преподобный Андрей Кридский, мы обязательно встречаем упоминания о почитании мученика Крискента. Если мы откроем его житие, то мы увидим достаточно стандартный текст. Проповедовал Христа, был схвачен на мучение, предложили отречься, не согласился, был убит. Однако за вот этим стандартным гимном мученичеству скрывается реальный человек. Причём, если мы это посмотрим, то этот человек просто по годам жизни. Это современник святителя Николая. Но современник не того святителя Николая, которого мы знаем, великого епископа, который беседует с императором, заступается за генералов, который в силах раздать сокровища людям. А как раз современник и ровесник святителя Николая. Это тот человек, который был рядом с будущим святителем и который его вдохновил служить Христу, который уже наследовал Царствие Небесное. И глядя и почитая которого, святитель Николай стал тем святым, которого мы знаем и любим.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 апреля. О том, что человек принимает на себя

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Иоанна Крестителя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
О благословении Божьем на всякое доброе дело — священник Алексей Дудин.
Человек — это орудие Божие. Орудие разумное и в силу этого ответственное. Каждый из нас, имея от Бога свободу воли, проявляет свободу воли в нашей жизни. Хорошо, когда человек творит добрые дела. Хорошо, когда веление его сердца, а ведь каждый человек хочет быть добрым и хорошим, в этой жизни успешно реализуется. Но для этого есть необходимые условия. Это условие благословение Божие. Потому что ничто человек не может здесь на земле сотворить доброго только от себя. От себя он только проявляет доброе намерение. А Господь это доброе намерение благословляет и дает возможность ему в жизни воплотиться. Иногда этого не происходит. От чего же? Прежде всего, от того, что человек не просит Бога. Господь сказал «просите и дастся вам». Если человек надеется на себя, если он присваивает себе благодать Святого Духа и Его дары, тогда Господь может не благословить даже доброе дело. Поэтому перед каждым добрым делом нужно призвать благодать Божию и попросить, чтобы Господь поучаствовал в нём и сотворил его ко благу.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 апреля. О Пасхальной радости

Сегодня 26 апреля. Суббота Светлой седмицы.
О Пасхальной радости — священник Николай Дубинин.
Христос Воскресе, дорогие радиослушатели! Вот и подходит к завершению Светлая Седмица, и мы, наполненные радостью о Христе воскресшем, должны помнить, что эту радость необходимо сохранить на весь год. Потому что одним из качественных состояний жизни христианина должна быть радость. Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что плод духовной жизни это любовь, радость и мир. Вот нам иногда нужно об этом вспоминать и как бы сверять свое внутреннее состояние. Вот сейчас в моей душе царит любовь к ближнему. Есть ли у меня мир со всеми? В радости ли я пребываю, или в уныние или тоске? Пусть радость о Воскресшем Господе, победившем смерть, даровавшему нам жизнь вечную, будет наполнять наши сердца во все дни нашей жизни!
Все выпуски программы Актуальная тема