Рим., 112 зач., XIII, 11 — XIV, 4.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Чтение, которое мы сейчас услышали посвящено рождеству святого пророка и крестителя Иоанна. Причем, если евангельское чтение повествует о самом событии, то апостольское чтение решает совершенно иные, не биографические задачи.
В первой его части звучат мысли очень похожие на проповедь самого предтечи. Апостол призывает нас пробудиться от сна, потому что наступает особое время. Время задуматься о себе и своих отношениях с Богом. Иудеи были уверенны, что у них все хорошо, но слова Крестителя заставили их задуматься. И как предтеча сообщал об этом иудеям, так апостол обращается к язычникам и всем тем, кто его окружает. Он зовет их проснуться и при этом отказаться от греха. В данном случае сон и грех не противоречат друг другу... Иногда человек погрязает в пороке, который затягивает его все больше и больше... Потом вдруг, очнувшись, исправляется и объясняет свое поведение, говоря: «Я был как во сне, это было какое-то наваждение» ... При этом, есть, конечно, одно важное обстоятельство: сон — наше естественное состояние и от нас далеко не всегда зависит то, что мы видим во сне. Но сон нравственный совсем другое дело. Наше постепенное схождение во глубину греха зависит от нас самих. Мы сами позволяем себе все больше и больше... и в итоге бываем настолько пленены грехом, что уже не понимаем, где правда и явь, а где морок и сон. Апостол предлагает не рассуждать и не мудрствовать лукаво, разбирая какие грехи мы еще можем потерпеть, а от каких должны отказаться. Он говорит просто: отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. При чем следом за этим призывом идет пояснение. Под делами тьмы он понимает пьянство, разврат и ссоры из зависти. Под оружиями света он понимает самого Христа, в которого христиане облекаются, когда принимают таинство крещения. Апостол прекрасно знает, что есть люди, которые прикрывают свои грехи заботой о теле и поэтому здесь же подчеркивает, чтобы эта забота не превращалась в потворство похотям.
Как естественно слышать все подобные призывы в праздник рождества того, о ком Евангелие говорит как об аскете и постнике. Все эти призывы вполне понятны в контексте его собственной жизни. И, конечно, они не менее понятны в контексте проповеди апостола Павла, который обращался не только в бывшим иудеям, соблюдавшим закон и живущим нравственной жизнью, но и к тем, кто был язычником и должен был приложить усилия, чтобы начать нравственную жизнь.
Однако, чтение на этом не заканчивается. Казалось бы, акцент на аскезе и напряженной жизни поставлен, он строг, но вполне уместен. Разве не призывает христианство именно к этому? Что еще говорить.
Но те, кто составляли литургические чтения прекрасно понимали, что большинство общин, в которых прозвучит этот текст, будут наполнены простыми людьми. Память аскета и подвижника будут совершать не только аскеты, которые и так предпринимают духовные труды, ее будут совершать семейные люди, которые много времени проводят в обычных мирских занятиях. Именно поэтому указав на важность нравственной жизни, Церковь в своих текстах напоминает так же, что никто не стал совершенным сразу. Что христианская жизнь — это путь, по которому люди идут в разном темпе. На этом пути сильные соседствуют со слабыми, строгие аскеты с теми, кто стремится не грешить, но не отказывается от обычных сфер жизни, которые греховными не являются.
Человеку свойственно судить по себе и своему уровню. Пока он сам к нему то не пришел, пока не достиг определенных вершин, он и к другим относится проще. Когда же вырастает духовно — становится все строже к окружающим. Понимая ошибочность этого подхода, Церковь призывает человека отвергнуть грех и стремиться к праведной жизни. Но напоминает, что речь идет не о мгновенных изменениях, но о пути, на котором никого не стоит осуждать.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.