В 2001-м году Русская Православная Церковь прославила в лике святых адмирала Фёдора Ушакова. Этому знаменательному для нашей истории факту немало поспособствовал доктор исторических наук, журналист, лауреат Патриаршей литературной премии, писатель Валерий Ганичев. Писатель предоставил в распоряжение комиссии по канонизации массу уникальных исторических и биографических материалов. Впоследствии именно на их основе Валерий Ганичев написал несколько книг о легендарном адмирале. В их числе — масштабное и увлекательное жизнеописание, вышедшее в популярной книжной серии «Жизнь замечательных людей» под названием «Ушаков».
Личность Фёдора Ушакова интересовала автора книги на протяжении едва ли не всей жизни. Поначалу адмирал привлекал писателя исключительно своей воинской доблестью. Но чем глубже изучал Валерий Ганичев жизнь флотоводца, тем более убеждался в том, что непревзойдённый талант военного — далеко не всё, чем может быть интересна сегодня фигура Ушакова. В событиях и фактах его биографии находилось немало такого, что нелегко было объяснить с обычной, земной точки зрения...
Вот почему своей книге «Ушаков» Валерий Ганичев стремится найти тот баланс, который представил бы читателю непобедимого адмирала, героя величайших морских сражений 18 века при Калиакре и Корфу и святого праведного Феодора Ушакова, которому сегодня молятся верующие по всей России, не как две стороны одной медали, а как цельную, глубоко органичную личность, на протяжение всей жизни сочетавшую в себе ратную доблесть и подлинную святость.
И это автору, кажется, вполне удалось. Не скупым языком биографии и не специфическим житийным слогом рисует он на страницах своей книги грандиозную фигуру святого адмирала. Перед читателем — захватывающий, остросюжетный художественно-документальный исторический роман!
Здесь и бравые гардемарины Морского кадетского корпуса, в котором обучался морским наукам юный Федя Ушаков — кстати, любопытный эпизод: на первом же занятии по корабельному делу он заметил плохо закреплённую рею на мачте, чем вызвал немалое удивление и поощрение преподавателя. Здесь и тишина монастырских стен, куда удалился, приняв постриг, родной дядя и тёзка Фёдора — к нему Ушаков не раз будет приезжать за советом, наставлениями и благословениями. А уж про морские сражения и говорить нечего — они выписаны так детально, что, кажется, слышно, как трепещут на ветру паруса линкора «Святой Павел», а на адмиральском мостике в треуголке стоит непобедимый Ушаков и произносит своё знаменитое и пророческое: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России!»
Не менее ярко воссозданы и другие моменты жизни адмирала: когда во время чумы он собственноручно спасал своих солдат; когда, при битве у Корфу не захватил в плен французских моряков, а отправил их домой; как, выйдя в отставку, раздал всё своё имущество и поселился неподалёку от Санаксарского монастыря...
Прославленный воин, много сделавший для того чтобы русский Черноморской флот обрёл свою мощь и величие; милосердный и щедрый человек, святой — таким был Ушаков, многогранную и удивительную личность которого писатель Валерий Ганичев сделал близкой и понятной нам, сегодняшним.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.