
Фото: Roman Kraft/Unsplash
В 2001-м году Русская Православная Церковь прославила в лике святых адмирала Фёдора Ушакова. Этому знаменательному для нашей истории факту немало поспособствовал доктор исторических наук, журналист, лауреат Патриаршей литературной премии, писатель Валерий Ганичев. Писатель предоставил в распоряжение комиссии по канонизации массу уникальных исторических и биографических материалов. Впоследствии именно на их основе Валерий Ганичев написал несколько книг о легендарном адмирале. В их числе — масштабное и увлекательное жизнеописание, вышедшее в популярной книжной серии «Жизнь замечательных людей» под названием «Ушаков».
Личность Фёдора Ушакова интересовала автора книги на протяжении едва ли не всей жизни. Поначалу адмирал привлекал писателя исключительно своей воинской доблестью. Но чем глубже изучал Валерий Ганичев жизнь флотоводца, тем более убеждался в том, что непревзойдённый талант военного — далеко не всё, чем может быть интересна сегодня фигура Ушакова. В событиях и фактах его биографии находилось немало такого, что нелегко было объяснить с обычной, земной точки зрения...
Вот почему своей книге «Ушаков» Валерий Ганичев стремится найти тот баланс, который представил бы читателю непобедимого адмирала, героя величайших морских сражений 18 века при Калиакре и Корфу и святого праведного Феодора Ушакова, которому сегодня молятся верующие по всей России, не как две стороны одной медали, а как цельную, глубоко органичную личность, на протяжение всей жизни сочетавшую в себе ратную доблесть и подлинную святость.
И это автору, кажется, вполне удалось. Не скупым языком биографии и не специфическим житийным слогом рисует он на страницах своей книги грандиозную фигуру святого адмирала. Перед читателем — захватывающий, остросюжетный художественно-документальный исторический роман!
Здесь и бравые гардемарины Морского кадетского корпуса, в котором обучался морским наукам юный Федя Ушаков — кстати, любопытный эпизод: на первом же занятии по корабельному делу он заметил плохо закреплённую рею на мачте, чем вызвал немалое удивление и поощрение преподавателя. Здесь и тишина монастырских стен, куда удалился, приняв постриг, родной дядя и тёзка Фёдора — к нему Ушаков не раз будет приезжать за советом, наставлениями и благословениями. А уж про морские сражения и говорить нечего — они выписаны так детально, что, кажется, слышно, как трепещут на ветру паруса линкора «Святой Павел», а на адмиральском мостике в треуголке стоит непобедимый Ушаков и произносит своё знаменитое и пророческое: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России!»
Не менее ярко воссозданы и другие моменты жизни адмирала: когда во время чумы он собственноручно спасал своих солдат; когда, при битве у Корфу не захватил в плен французских моряков, а отправил их домой; как, выйдя в отставку, раздал всё своё имущество и поселился неподалёку от Санаксарского монастыря...
Прославленный воин, много сделавший для того чтобы русский Черноморской флот обрёл свою мощь и величие; милосердный и щедрый человек, святой — таким был Ушаков, многогранную и удивительную личность которого писатель Валерий Ганичев сделал близкой и понятной нам, сегодняшним.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер