«Петя по дороге в Царствие небесное» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Петя по дороге в Царствие небесное»

* Поделиться

— Инспектор Петя. Ваши права и путевой лист.

— Товарищ инспектор, мы спешим.

— Понимаю. Посторонних нет? Можете ехать.

Каждый день на дорогах северного городка Кандалакша разыгрывается целый спектакль. То тут, то там появляется Петя — паренёк умственно отсталый, безобидный и добрый, вообразивший себя инспектором ГАИ. Решительным движением раздобытого где-то полосатого жезла он останавливает машины, проверяет, требует у водителей документы. Петю знают все. И стараются подыграть: даже большие начальники останавливаются, вежливо отвечают на вопросы. Необычный молодой человек не от мира сего — герой кинофильма Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие небесное».

Режиссёр снял картину в 2009 году. Она стала лауреатом 31-го Московского международного кинофестиваля, завоевав гран-при — Золотого Святого Георгия. Идея фильма родилась у Досталя после того, как в руки ему попала одноимённая повесть петербургского писателя Михаила Кураева. Тот, в свою очередь, создал произведение, основываясь на реальной истории. Петя действительно жил в Кандалакше в 50-е годы. Его хорошо помнят старожилы. И вот этот, казалось бы, ничем не примечательный, маленький человек, становится главным героем сначала повести, а потом и фильма.

Николай Досталь не давал по поводу выхода картины больших специальных интервью. Но не раз упоминал о том, что стремился снять не коммерческий, а человеческий фильм, который задевал бы за живое, по-хорошему будоражил и побуждал к размышлениям. Но главное — оставлял бы в душе светлое чувство. Кажется, в картине «Петя по дороге в Царствие небесное» ему удалось всё это воплотить.

События развиваются в последние годы правления Сталина. Атмосфера эпохи передана в фильме невероятно правдоподобно. Масштабные стройки, лагеря для заключённых, железная рабочая дисциплина. И люди, вынужденные выживать среди всего этого — кто как может. Далеко не у всех получается хорошо, честно и по совести — это сполна демонстрируют такие неоднозначные персонажи картины, как полковник КГБ, его молодая жена, доктор из местной поликлиники. Но Петя одним лишь своим существованием заставляет этих людей каждый день становиться чуточку лучше. В фильме есть яркая сцена, когда Петя останавливает машину главного инженера строящейся гидроэлектростанции. На заднем сиденье едет сын инженера, и уничижительно отзывается о Пете. Тогда отец просит водителя притормозить и в сердцах высаживает мальчишку из машины.

— Будьте аккуратнее с документами. Можете следовать дальше.

— Большое спасибо.

— Ты что с этим идиотом объяснялся?

— Останови. Проветрись и подумай.

— А что я сказал? Что я такого сказал?

— Пора уж из дураков-то вырастать.

Когда я смотрел фильм Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие небесное», мне вспоминались евангельские слова апостола Павла о том, что немудрое Божие мудрее человеков. По-моему, эта идея очень ярко и чётко выражена в картине. Любопытно что многие кинокритики в своих рецензиях называли Петю человеком Божьим, и отмечали, что кино, при всей своей драматичности, оставляет в душе светлую, почти Пасхальную радость. И это, согласитесь, веский аргумент, чтобы увидеть фильм своими глазами.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем