Когда я говорю, друзья, «на протяжении двух столетий», я имею в виду и «допушкинское» время, которое Александр Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву», назвал «безумным и мудрым». Обращаться к поэтам того далекого времени из сегодняшнего дня — не просто, прежде всего, из-за изменившегося языка — и бытового и поэтического. Но мы иногда пробуем это делать, мысленно кланяясь как известным, так и забытым стихотворцам эпохи Карамзина и Державина.
Наша сегодняшняя встреча посвящена князю Сергею Александровичу Ширинскому-Шихматову. Я прочитаю его стихотворение под названием «На Рождество Господне». Устаревшие слова я разъяснять здесь не стану, сама их внутренняя музыка, думаю, даст нам понимание общего смысла. Единственное, на что обращу ваше внимание, так это на то, что с имени Спасителя начинаются первые шесть строчек этой небольшой старинной стихотворной молитвы...
Христос рождается — народы! славьте с кликом,
Христос нисшёл с небес — сретайте общим ликом,
Христос в стране земной — неситесь выспрь умом;
Христа возвеличай, вселенная! вовеки,
Христа в веселии воспойте, человеки!
Христос прославился в рождении самом.
Бог Слово! Сын Отца! Незримаго зерцало!
Твое во времени, Превечный! рождество
Свет богознания вселенной возсияло,
И веры Твоея настало торжество:
Тогда, ея лучем, чудесно просвященны,
Учились от звезды поклонники звездам,
От буйства исхитив умы свои прелыщенны,
По новым шествовать к премудрости следам,
И кланяться Тебе, о Солнце правды вечной!
И знать Тебя и чтить, Восток от высоты!
Господь! склонись и к нам — и дар хвалы сердечной
От нашей приими словесной нищеты.
Сергей Ширинский-Шихматов, «На Рождество Господне», 1823-й год. Из цикла «Молитвы».
Когда князь Шихматов создавал эти стихи, он был (да и остался) твёрдым приверженцем старых литературных устоев, с которыми задиристо сражались стихотворцы-новаторы, среди них был и молодой Пушкин.
Но — однажды всё проходит, утихает эхо сражений, и годы спустя Александр Сергеевич добросердечно помянет автора прозвучавшей сегодня стихотворной молитвы в поэме «Домик в Коломне», назвав его «богомольным Шихматовым».
А Вильгельм Кюхельбекер, скажет, что — цитирую — «после Ломоносова никто счастливее князя Шихматова не умел слить в одно целое наречия церковное и гражданское». Сам же Сергей Александрович Ширинский-Шихматов в 1828 году отправился послушником в Юрьев монастырь под Новгородом, принял монашеский постриг и летом 1837-го, то есть через полгода после кончины Пушкина, тихо отошёл к Господу по пути из Афин на Афон. Там, на Святой Горе, он ныне и покоится.
Его духовные стихи 1820-х годов, думаю, не утратили своей внутренней силы и той неповторимой, трогательной торжественности, которую мы всякий раз чувствуем, присутствуя на богослужении в храме.
...Тебя, сошедший к нам от высоты безмерной!
Тебя, вознесшийся на горняя от нас!
Мы славим бренные от немощи усердной
И пламенной мольбы к Тебе возносим глас:
Ты в небо возносясь излил небесну радость
В грудь Матери Твоей, в сердца учеников;
И нам, для их молитв, излей их чувства сладость,
И милость к нам Твою простри за край веков.
Сергей Ширинский-Шихматов, из стихотворения «На Вознесение Господне», 1823-й год. Стихотворный цикл «Молитвы».
Помочь приюту для взрослых людей с инвалидностью в Омске

Ксении 45 лет, но по уровню психического и умственного развития она как 5-летний ребёнок: всё свободное время рисует, играет в куклы и качается на качелях. Всю жизнь за ней ухаживала мама. А несколько лет назад её не стало, и у Ксюши был только один путь — в интернат. Но через добрых людей про неё узнал священник Антоний Хмелёв, руководитель приюта для особенных взрослых, расположенного в микрорайоне Крутая Горка в городе Омске. Так Ксюша оказалась в «Доме, который очень нужен».
Помимо неё в этом приюте живут ещё 13 взрослых людей с инвалидностью, например, Арсений. Из всех подопечных он — самый улыбчивый и общительный, душа компании. Сеня никогда не видел родителей, он вырос в детском доме. Там познакомился и подружился с отцом Антонием, и когда ему исполнилось 18, переехал в «Дом, который очень нужен».
Это место стало для Сени, Ксюши и других особенных людей — родным. Здесь они учатся жить самостоятельно — наводят порядок, готовят, трудятся в огороде, а в свободное время — читают, занимаются спортом, творчеством и путешествуют в сопровождении волонтёров. Некоторые из подопечных помогают в храме, где служит священник Антоний Хмелёв. А ещё приобщаются к добрым делам прихода.
В «Доме, который очень нужен» взрослые люди с ментальными и физическими нарушениями обретают возможность развиваться, общаться, радоваться, чувствовать себя полезными и нужными. Поддержите работу приюта, сделать это можно на сайте православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Искусство в пространстве храма». Дмитрий Остроумов, Дионисий Иванников
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и художник-монументалист Дионисий Иванников.
Разговор шел об искусстве в пространстве храма, как оно развивается и меняется, сохраняя при этом традиции и установленные каноны.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Домашние питомцы — христианский взгляд». Протоиерей Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Разговор шел о домашних питомцах, о том какое место они занимают в жизни человека и как по-христиански относиться к животным.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер







