
«Апостол Фаддей». Жорж Дюмениль де Латур
Иуд., 77 зач., I, 1-10.
Глава 1.
1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом:
2 милость вам и мир и любовь да умножатся.
3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.
4 Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,
6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример,
8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».
10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение представляет собой часть небольшого послания, которое состоит всего из одной главы. Его автор называет себя Иудой, братом Иакова. С древности он ассоциируется христианами с апостолом Иудой Фаддем, который был не только братом Иакова, но и братом самого Господа.
С первых слов послания мы сталкиваемся с характером апостола. Как известно, кровных братьев и сестер у Христа не было, и все они, те о ком мы слышим в Евангелии — это дети Иосифа от первого брака... Однако для общества это было не важно: для людей они были братьями, и Иуда Фаддей был старшим. Мы помним из Евангелий, как братья Христа далеко не сразу поверили в Него и стали воспринимать Его всерьез. И вот вначале сегодняшнего чтения мы видим, какая разительная перемена произошла в их сердцах. Если бы мы, пусть даже только для общественного сознания, были бы родственниками Христа, как бы мы себя вели? Хвалились бы? Всем рассказывали об этом, ведь у нас есть такие связи... Апостол Иуда говорит, что он раб Иисуса Христа, не упоминая впрямую того, что может назвать себя и по-другому. Он не пользуется этой властью, но умаляется, смиряется, чтобы дать место действовать Христу.
Апостол уточняет, что пишет послание, потому что видит серьезную опасность в том, что в христианской среде появились люди, которые извращают веру в угоду самим себе. Узнав о них, апостол посчитал для себя важным, написать увещевание к ученикам, чтобы те подвизались за веру, которая когда-то была им проповедана. Эту веру надо будет защитить от тех, кто не просто понял ее некорректно, но буквально настроен на то, чтобы извратить ее в угоду своим привычкам.
Интересно, что слово, которое в синодальном переводе звучит как «подвизаться», на самом деле может быть переведено даже как бороться, то есть вступиться и прилагать усилия, защищать и отстаивать те истины, которые когда-то были восприняты. Но что это значит буквально? Что и как защищать? Если речь идет о вере, может быть им надлежит устраивать публичные диспуты? Но нет, это не так. Мы видим, что опасность, о которой говорит апостол Иуда, лежит не в интеллектуальной плоскости, но в духовной и нравственной.
Проблему он видит в том, что в общины стали попадать люди, которые издревле были предназначены для осуждения. Это может показаться странным, ведь нет никого, кто был бы сотворен на погибель, но апостол и не имеет ввиду кого-то конкретного... Он говорит вообще о самом типе такого поведения, которое ведет к погибели.
В чем же их проблема? Узнав о том, что Бог нас любит и готов нас простить, они решили расслабиться и предаться распутству. Да и для чего беспокоиться, ведь Бог милостив. Единственное, чего они не учли: такими поступками они не изменяют Бога, они изменяют себя и становятся отверженными от Него. И эти слова апостола особенно важно услышать в контексте его родственных связей со Христом. Кому как не ему, можно было рассчитывать на прощение всего, если бы он судил по житейским меркам. Он же брат Христов, мог бы делать что хочет и не переживать... Но он прекрасно понимает, что дело будет не в Христе, который, конечно, всех любит... Дело будет в нас самих, в том, какой путь выбрали мы сами. Понимая значение нашей свободы, будем и мы подвизаться за веру, которую однажды открыл нам Господь.
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема