Один человек потерял лошадь и пошёл искать её по степи. Сильно проголодавшись и истомившись от жажды, он вошёл в ближайшее селение. В доме на краю села путник заметил женщину и попросил у неё кусок хлеба.
— Садись, добрый человек, я накормлю тебя обедом, — сказала женщина.
Она привела путника в сад, посадила за стол под деревом, принесла еду на подносе. Но только тот начал есть, как появился её муж. Он начал размахивать руками и громко кричать:
— О, несчастная! Разве я для того взял тебя в жёны, чтобы ты готовила обед для чужих? На каждого проходимца еды не напасёшься!
— Разве мы не должны соблюдать закон гостеприимства? — возразила ему женщина.
— Для меня гость — что в горле кость! — закричал хозяин дома, после чего буквально вытолкал путника за ворота своего дома.
Обидно это было, да ничего не поделаешь. Человек продолжил искать свою лошадь, долго блуждал по степи и снова увидел какое-то селение. Бедняга уже валился с ног от голода и усталости и решил попытать удачу. На улице он встретил молодого мужчину, попросил у него немного хлеба и стакан воды.
«Окажи мне честь, странник, посети мой дом, я накормлю тебя обедом», — сказал мужчина и повёл его в дом.
Дверь открыла женщина, и мужчина ей сказал: «На улице я встретил прохожего и пригласил его к нам на обед».
— О, несчастный! Разве я для того выходила за тебя замуж, чтобы ты отдавал наш обед чужим?
— Разве мы не должны соблюдать закон гостеприимства? — попытался урезонить мужчина жену.
— Для меня гость — что в горле кость! — выкрикнула женщина, и, разозлившись, захлопнула перед ними дверь.
Мужчина разгневался, а прохожий вдруг громко расхохотался.
— Что тут смешного? — удивился мужчина.
Путник рассказал, как в соседнем селении один грубиян встретил его точно так же, слово в слово, и выгнал из дома. Он описал, как выглядел тот человек и где стоит его дом.
— Теперь мне всё понятно, — сказал молодой мужчина. — Тот человек, который тебя так неприветливо встретил и моя жена — родные брат и сестра.
Вскоре путник нашёл свою лошадь и поспешил домой. Всю дорогу он думал об оставленных дома детях: правильно ли он их воспитывает? Не слишком ли мало время им уделяет? Какими они вырастут людьми? Что скажут, когда в их дверь когда-нибудь постучится голодный и изнемогающий от жажды странник?
Как говорит пословица, молоти, пока молотиться, а говори, пока слушают. Всему свой срок: придёт времечко — вырастит и семечко, вопрос в том, чтобы урожай был добрым.
(по мотивам арабской сказки)
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.