
— Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки — Иисуса, сына Иосифова из Назарета, — так звучало первое благовестие будущего апостола Филиппа, обращенное к его другу Нафанаилу, более известному как Апостол Варфоломей.
Первоначальная проповедь апостола Филиппа была обращена к близкому человеку, а впоследствии слова его о Христе прозвучали на трех континентах — в Азии, Африке и Европе.
Филипп с детства добросовестно изучал закон Моисея и, как всякий правоверный иудей, мечтал встретить Мессию. Это совершилось в его жизни, он стал усердным учеником Господа и был избран в число двенадцати апостолов. Незадолго до крестной смерти Христа Филипп попросил Его показать ученикам Своего Небесного Отца, но получил укоризненный ответ Спасителя: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца, как же ты говоришь: покажи нам Отца?» Таким образом благодаря апостолу Филиппу Господь открыл людям Свое единосущие с Богом-Отцом.
При жизни Господа Филипп с другом Нафанаилом проповедовал в Палестине, а после Вознесения Господня они разделились, и Филипп отправился в Грецию. Еще в Галилее он воскресил молитвой умершего сына местной жительницы. Подобное чудо он совершил и в Греции. Апостол настолько преуспел в проповеди, что местные иудеи обратились к иерусалимским духовным властям с просьбой разобраться в этой ситуации. Но суд над Апостолом закончился полным его оправданием.
После этого святой Филипп многих крестил и стал проповедовать в городах и весях Эллады. Оттуда он отправился в Эфиопию и на Аравийский полуостров, везде смело свидетельствуя о Христе, исцеляя, совершая чудеса и крестя уверовавших. Когда он достиг Малой Азии, к нему присоединился его старый друг апостол Варфоломей, сестра Мариам и апостол Иоанн Богослов.
В городе Иераполе Фригийском проповедь вызвала огромный отклик у местного населения, и проповедники были арестованы языческими властями. Апостол Иоанн ушел из города раньше, а апостолы Филипп и Варфоломей были судимы властями и распяты вниз головой. Однако начавшееся землетрясение отрезвило их врагов, и те поспешили снять апостолов с крестов. Нафанаил висел ниже, и он остался в живых, а Филипп умер, испросив перед смертью у Господа милости для распинавших его.
Кончина Апостола тоже стала проповедью, после которой уверовало во Христа и крестилось немало людей. На том месте, где пролилась кровь апостола, вскоре выросла виноградная лоза как символ неумирающей истины Христовой. А в 2011-м году при проведении раскопок в Иераполисе в Турции была обнаружена гробница Филиппа.
В Русской Православной Церкви память апостола приходится на 27-е ноября по новому стилю. В этот же день происходит заговенье на Рождественский пост, который по этой причине называется ещё и Филипповым.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.