
— Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки — Иисуса, сына Иосифова из Назарета, — так звучало первое благовестие будущего апостола Филиппа, обращенное к его другу Нафанаилу, более известному как Апостол Варфоломей.
Первоначальная проповедь апостола Филиппа была обращена к близкому человеку, а впоследствии слова его о Христе прозвучали на трех континентах — в Азии, Африке и Европе.
Филипп с детства добросовестно изучал закон Моисея и, как всякий правоверный иудей, мечтал встретить Мессию. Это совершилось в его жизни, он стал усердным учеником Господа и был избран в число двенадцати апостолов. Незадолго до крестной смерти Христа Филипп попросил Его показать ученикам Своего Небесного Отца, но получил укоризненный ответ Спасителя: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца, как же ты говоришь: покажи нам Отца?» Таким образом благодаря апостолу Филиппу Господь открыл людям Свое единосущие с Богом-Отцом.
При жизни Господа Филипп с другом Нафанаилом проповедовал в Палестине, а после Вознесения Господня они разделились, и Филипп отправился в Грецию. Еще в Галилее он воскресил молитвой умершего сына местной жительницы. Подобное чудо он совершил и в Греции. Апостол настолько преуспел в проповеди, что местные иудеи обратились к иерусалимским духовным властям с просьбой разобраться в этой ситуации. Но суд над Апостолом закончился полным его оправданием.
После этого святой Филипп многих крестил и стал проповедовать в городах и весях Эллады. Оттуда он отправился в Эфиопию и на Аравийский полуостров, везде смело свидетельствуя о Христе, исцеляя, совершая чудеса и крестя уверовавших. Когда он достиг Малой Азии, к нему присоединился его старый друг апостол Варфоломей, сестра Мариам и апостол Иоанн Богослов.
В городе Иераполе Фригийском проповедь вызвала огромный отклик у местного населения, и проповедники были арестованы языческими властями. Апостол Иоанн ушел из города раньше, а апостолы Филипп и Варфоломей были судимы властями и распяты вниз головой. Однако начавшееся землетрясение отрезвило их врагов, и те поспешили снять апостолов с крестов. Нафанаил висел ниже, и он остался в живых, а Филипп умер, испросив перед смертью у Господа милости для распинавших его.
Кончина Апостола тоже стала проповедью, после которой уверовало во Христа и крестилось немало людей. На том месте, где пролилась кровь апостола, вскоре выросла виноградная лоза как символ неумирающей истины Христовой. А в 2011-м году при проведении раскопок в Иераполисе в Турции была обнаружена гробница Филиппа.
В Русской Православной Церкви память апостола приходится на 27-е ноября по новому стилю. В этот же день происходит заговенье на Рождественский пост, который по этой причине называется ещё и Филипповым.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема