Летом тысяча девятисотого года в приёмной обер-прокурора Синода Константина Победоносцева появился очень скромный человек, больше похожий на крестьянина. Это был купец второй гильдии, почётный житель города Яранска Вятской губернии, Фёдор Яковлевич Рощин. Он в пояс поклонился обер-прокурору: «Прошу, ваше превосходительство, разрешить мне построить женский монастырь вот здесь...» Вынул из кармана географическую карту, положил её на стол и ткнул пальцем в село Куженер Уржумского уезда Вятской губернии. Так, с помощью купца Фёдора Рощина, на свет появился Куженерский Свято-Никольский женский монастырь.
Фёдор Рощин с самого детства привык к скромности и простоте: родился в семье бедного крестьянина, рано осиротел. Чтобы заработать на хлеб, устроился к известному книгоиздателю Ивану Сытину книгоношей. Благодаря своей сметливости и предприимчивости, Рощин смог скопить небольшое состояние, а потом и разбогатеть. Сам неграмотный, Фёдор Яковлевич хорошо понимал необходимость для народа дешёвой, понятной и доступной книги. Именно такие книжки Рощин продавал в своих многочисленных магазинах и лавках. Также купец всегда ратовал за доступное каждому образование: на свои средства выстроил и обеспечил всем необходимым школу в селе Зарайском. Для земского училища в местечке Знаменка недалеко от Яранска приобрёл большой участок для устройства сада, оказывал материальную помощь учащимся и финансировал ремонт здания училища.
Фёдор Яковлевич не способен был оставаться в стороне от невзгод бедных людей — по первой просьбе выделял им денег на покупку коровы или помогал построить избу. На строительство Яранского Дома трудолюбия с сапожно-башмачной мастерской, в котором бедняки могли сами заработать себе на пропитание, Рощин выделил полторы тысячи рублей и закупил необходимое оборудование.
Рощин широко использовал свои средства на благотворительность в пользу города: на устройство в Яранске водопровода Фёдор Яковлевич затратил десять тысяч рублей, за что земляки были ему очень благодарны. Рощин состоял почётным попечителем Мариинского детского приюта, пожертвовал на различные нужды сирот более четырёх тысяч рублей.
Главным делом своей жизни Рощин считал создание Свято-Никольского женского монастыря в селе Куженер. Поскольку население окружающих деревень было практически нищим, община в начале двадцатого века жила исключительно на пожертвования щедрого купца. Фёдор Яковлевич помогал настоятельнице Куженерской обители во всём — и делом, и вкладом, и советом.
Главный собор обители во имя святителя Николая Чудотворца был тесным и нуждался в благоустройстве. Рощин пригласил из Вятки (ныне это город Киров) архитектора Чарушина, составившего проект нового просторного пятиглавого храма во имя Преображения Господня. Пятнадцатого августа тысяча девятьсот четвёртого года он был заложен. Через два года выстроили новый и комфортабельный дом для священника, каменную трапезную и несколько деревянных корпусов для монахинь, странноприимный дом. В это время одна из дочерей Рощина, Анна Фёдоровна, поступила в число сестёр Свято-Никольского монастыря.
Фёдор Яковлевич полагал, что монастырь должен стать центром просвещения местного марийского населения (или черемисов, как тогда назывался этот народ). Некоторые молитвы и литургические песнопения звучали в храме на родном для марийцев языке. В тысяча восемьсот девяносто восьмом году при обители была открыта церковно-приходская школа, в которую приняли сорок две ученицы — русских и марийских девочек. К тысяча девятьсот второму году с помощью Рощина было выстроено светлое, просторное и удобное двухэтажное здание для школы. Двадцать девочек жили в школе на полном содержании.
Фёдор Яковлевич Рощин заботился о Куженерской обители до самых своих последних дней. Он скончался в тысяча девятьсот шестнадцатом году и был погребён в монастыре, у стен Преображенского храма. На его отпевании собралось огромное количество народа — все, кто любил и уважал милосердного и щедрого купца.
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.