
В 4-м веке, после трех столетий преследования христиан, во главе Римской Империи, наконец, встал правитель, который запретил гонения. Константин, вошедший в историю как Великий, положил конец борьбе языческого Рима против Церкви. Христиане впервые смогли открыто исповедовать свою веру. Прекратились казни и пытки, церкви были освобождены от налогов и повинностей.
По-настоящему великим делам Константина во многом способствовала его мать, царица Елена. Именно благодаря её активной деятельности были обретены главные святыни христианства — Гроб Господень и Животворящий Крест.
«Эта старица с юношеской быстротой устремилась на восток», сказано в житии. Несмотря на преклонный возраст, святая Елена была полна сил и спешила в Иерусалим с важнейшей миссией: отыскать тот самый Крест, на котором был распят Спаситель.
Прибыв на святую землю, царица сразу же развернула бурную деятельность по подготовке к археологическим раскопкам. В её распоряжении были только евангельские источники с точным описанием событий жизни Христа и мест, в которых они происходили. Но за три с лишним века город неоднократно разрушался и перестраивался. Повсюду были языческие капища.
Вместе с иерусалимским патриархом Макарием, не жалея сил и времени, под палящим солнцем, святая ходила по улицам священного города и собирала информацию, которая могла пролить свет на нахождение Креста.
Её труды были вознаграждены. По преданию, некий старец Иуда указал на храм языческой Венере и сказал — под ним находится пещера, где до Своего Воскресения был погребен Господь.
По приказу святой Елены капище разрушили и начались раскопки. При этом царица сама непрестанно следила за тем, как идет работа.
Под пещерой Гроба Господня были найдены три креста, четыре гвоздя и титло с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Чтобы понять на каком из крестов распяли Христа, их один за другим стали прикладывать к тяжелобольной женщине. От двух крестов чуда не произошло, когда же возложили третий — она исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с Крестом воскрес умерший: его проносили мимо для погребения.
Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову. А вокруг уже собралось бесчисленное множество христиан, которые узнали об этом великом событии и желали хотя бы издалека увидеть святыню. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенное место и несколько раз поднимал Крест. Это было первое Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Как повествует житие, многие тогда уверовали.
Святая Елена прожила в Иерусалиме два года. Её непрестанными стараниями буквально на глазах возрождалась Церковь. В память о событиях земной жизни Христа она основала на Святой земле несколько храмов, в том числе Храм Гроба Господня. Своими проповедями и делами она укрепляла в вере христиан и привела на путь спасения множество иудеев и язычников.
В каждом деле и слове святой был миссионерский посыл. Житие описывает, как сменив царские одеяния на простую одежду, она щедро раздавала милостыню, помогала нуждающимся, устраивала трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала.
В лице царицы Елены и ее сына Константина христиане обрели долгожданную защиту и поддержку. За великие заслуги перед Церковью они канонизированы в лике равноапостольных и являются одними из самых почитаемых святых.
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема