
В 4-м веке, после трех столетий преследования христиан, во главе Римской Империи, наконец, встал правитель, который запретил гонения. Константин, вошедший в историю как Великий, положил конец борьбе языческого Рима против Церкви. Христиане впервые смогли открыто исповедовать свою веру. Прекратились казни и пытки, церкви были освобождены от налогов и повинностей.
По-настоящему великим делам Константина во многом способствовала его мать, царица Елена. Именно благодаря её активной деятельности были обретены главные святыни христианства — Гроб Господень и Животворящий Крест.
«Эта старица с юношеской быстротой устремилась на восток», сказано в житии. Несмотря на преклонный возраст, святая Елена была полна сил и спешила в Иерусалим с важнейшей миссией: отыскать тот самый Крест, на котором был распят Спаситель.
Прибыв на святую землю, царица сразу же развернула бурную деятельность по подготовке к археологическим раскопкам. В её распоряжении были только евангельские источники с точным описанием событий жизни Христа и мест, в которых они происходили. Но за три с лишним века город неоднократно разрушался и перестраивался. Повсюду были языческие капища.
Вместе с иерусалимским патриархом Макарием, не жалея сил и времени, под палящим солнцем, святая ходила по улицам священного города и собирала информацию, которая могла пролить свет на нахождение Креста.
Её труды были вознаграждены. По преданию, некий старец Иуда указал на храм языческой Венере и сказал — под ним находится пещера, где до Своего Воскресения был погребен Господь.
По приказу святой Елены капище разрушили и начались раскопки. При этом царица сама непрестанно следила за тем, как идет работа.
Под пещерой Гроба Господня были найдены три креста, четыре гвоздя и титло с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Чтобы понять на каком из крестов распяли Христа, их один за другим стали прикладывать к тяжелобольной женщине. От двух крестов чуда не произошло, когда же возложили третий — она исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с Крестом воскрес умерший: его проносили мимо для погребения.
Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову. А вокруг уже собралось бесчисленное множество христиан, которые узнали об этом великом событии и желали хотя бы издалека увидеть святыню. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенное место и несколько раз поднимал Крест. Это было первое Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Как повествует житие, многие тогда уверовали.
Святая Елена прожила в Иерусалиме два года. Её непрестанными стараниями буквально на глазах возрождалась Церковь. В память о событиях земной жизни Христа она основала на Святой земле несколько храмов, в том числе Храм Гроба Господня. Своими проповедями и делами она укрепляла в вере христиан и привела на путь спасения множество иудеев и язычников.
В каждом деле и слове святой был миссионерский посыл. Житие описывает, как сменив царские одеяния на простую одежду, она щедро раздавала милостыню, помогала нуждающимся, устраивала трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала.
В лице царицы Елены и ее сына Константина христиане обрели долгожданную защиту и поддержку. За великие заслуги перед Церковью они канонизированы в лике равноапостольных и являются одними из самых почитаемых святых.
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Давиденко

У нас в гостях был клирик храма Вознесения Господня на Большой Никитской улице в Москве, тюремный священник при СИЗО № 7 протоиерей Алексей Давиденко.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и священническому служению, почему в начале 2000-х годов он оставил свою мирскую профессию и пошел учиться в семинарию, а также разговор шел об особенностях тюремного служения священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Проводники помощи». Екатерина Титова, Валентина Федькив
Гостьями программы «Делатели» были сестры милосердия, кураторы социальной деятельности в центральном федеральном округе от Синодального отдела по благотворительности Екатерина Титова и Валентина Федькив.
Наши гостьи поделились своими необычными историями прихода в сферу социального служения. Разговор шел о том, в какой помощи зачастую нуждаются люди, почему многие боятся попросить о самом необходимом, а также каким образом Церковь участвует в благотворительных инициативах.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».