
«Любовь — это прежде всего ответственность. Счастье любви — в большой ответственности за человека», — говорил педагог, учёный и писатель Василий Сухомлинский. Война разрушила его жизнь, лишила здоровья, а он всё равно сумел быть счастливым и делал счастливыми других. В первую очередь свою жену Анну, с которой прожил в любви и согласии больше двадцати лет.
Супруги Сухомлинские приехали в украинское село Павлыш в 1948-ом году. Это была родина Василия — рядом находилась деревня, где он появился на свет и откуда в 41-ом ушёл на фронт. Под Ржевом Василий получил тяжёлое ранение, выжил лишь чудом. Его комиссовали. Левая рука не действовала, осколок, застрявший около сердца, врачи так и не смогли достать. Но бездействовать, несмотря на проблемы со здоровьем, Василий не мог. Он хотел вернуться к педагогической работе и после госпиталя Сухомлинского назначили директором одной из школ в Удмуртии.
В 43-ем году с проверкой в эту школу прислали педагога Анну Девятову. Учебное заведение было в полном порядке, а директор показался Анне необыкновенно тёплым, симпатичным человеком. И она обрадовалась, когда спустя время получила от него письмо с приглашением приехать ещё раз. Но в войну разъезжать из города в город было затруднительно. Василий и Анна стали переписываться. Тогда-то молодая женщина и узнала, что за плечами Сухомлинского огромная трагедия — его жену Веру и крошечного ребёнка на Украине убили фашисты. Анна была потрясена тем, как мужественно Василий борется со своим горем, сочувствовала учителю и вскоре поняла, что полюбила его. А когда Украину освободили, и Сухомлинский решил вернуться домой, он предложил Девятовой выйти за него замуж. Анна согласилась, но её совсем не привлекала перспектива стать сельской учительницей. Сухомлинские сошлись на компромиссе: они проведут в селе отпуск, а дальше будет видно. Отпуск затянулся на двадцать лет.
Сразу по приезде супругов вовлекли в работу. Василия назначили заведующим районным отделом народного образования, Анна трудилась в школе. Жили после войны трудно — впроголодь, особенно тяжело стало, когда в семье появились сын и дочь. Дети часто болели, продуктов не было. Анна сбивалась с ног, Василий ездил по району. Но когда зашевелился осколок в груди, попросил, чтобы его перевели на педагогическую работу. Семья переехала в село Павлыш, и Сухомлинский стал директором школы.
Анна Ивановна учительствовала там же, была в курсе всех дел супруга и стала для него надёжным тылом. Она поддерживала мужа, когда педагогическое сообщество страны травило «педагога-проповедника», как называли Сухомлинского. Воспитывать учеников в духе марксизма-ленинизма он не желал. Терпение и вера, любовь и волшебство — Василий Александрович сам жил по этим понятиям, так воспитывал и детей. Критики называли его педагогическую систему «подменой борьбы библейской проповедью». Это было тяжёлое для Сухомлинского время, но жена всегда и во всём была на стороне супруга. Выхаживала его во время болезней. Ограждала от бытовых проблем.
Сына и дочь Сухомлинские не баловали даже тогда, когда в семье появился материальный достаток. Но зато у Серёжи и Оли имелся свой театр теней. Родители соорудили его, чтобы дети не скучали во время болезней. Вешали на дверь простынь, вырезали из картона фигурки и разыгрывали спектакли. А когда Серёжа и Оля выросли, отец с мамой возили их на экскурсии по стране. Приехав в Ленинград, Москву или Одессу всей семьёй ходили в театры и музеи. Счастливая, незабываемая пора для Сухомлинских.
Василий Александрович прожил всего 51 год. Осколок в груди добрался до сердца спустя 25 лет после войны. Умирая, просил жену сохранить его архив. Год ушёл у Анны Ивановны только на то, чтобы описать все работы. А потом она готовила к печати то, что ещё не было издано. Это был огромный, неподъёмный труд. Но Анна Ивановна без устали двадцать лет занималась наследием Сухомлинского. В мыслях, воспоминаниях, делах и разговорах она до конца своих дней была рядом с супругом.
Деяния святых апостолов

Деян., 10 зач., IV, 1-10.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Что такое вера? Казалось бы, ответить на данный вопрос очень просто. Но не тут-то было. Вера — глубокое и многогранное даже не чувство, а явление, феномен. О природе настоящей крепкой веры и её антиподах — сомнению и маловерию — говорит нам отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Апостолы Пётр и Иоанн Богослов, укреплённые благодатью Святого Духа, дерзновенно проповедуют жителям Иерусалима. Свои слова они подкрепляют чудесами. Например, по молитве учеников Христовых от хромоты избавляется известный всему городу нищий хромой. За всё совершённое Петра и Иоанна арестовывают и приводят на заседание синедриона — религиозного суда древнего Израиля. Между судьями-первосвященниками и апостолами начинается диалог. Диалог, в котором духовный настрой учеников Христовых противостоит напору гонителей Церкви, их сомнениям и маловерию. И мы с вами видим, как в этом противостоянии многогранно проявляет себя вера апостолов.
В их лице мы видим, что вера, в первую очередь, это, конечно же, уверенность. Речь идёт об убеждённости человека в существовании кого-либо или чего-либо. В случае с религиозной жизнью — в бытии Бога. Интересно, что данный вид веры не подразумевает автоматически исполнение заповедей Господних — добродетельной жизни. Об этом ярко пишет апостол Иаков: «ведь бесы веруют и трепещут». Злые духи точно знают, что Бог есть. Но это никак не облегчает их тёмное существование. Верой как уверенностью обладали некоторые революционеры, проповедники атеизма. Они знали, что Господь существует, но сознательно Ему противились. Конечно же, апостолы точно знали, что Бог есть, что Христос — Сын Божий. Но их вера не ограничивалась исключительно убеждённостью, что Господь существует.
На примере Петра и Иоанна мы видим второй аспект веры — доверие. Здесь речь идёт уже не только о рассудочной вере, но сердечном стремлении человека жить в согласии с волей Божией. Христианин любит Господа, доверяет Ему свою жизнь. Примером такой веры был, конечно же, праотец Авраам. Услышав голос Божий, он оставил прежний дом и отправился в долгое путешествие. На протяжении жизни праотец неоднократно проявлял свою крепкую веру-доверие, ставшую по слову апостола Павла основой праведности Авраама. Апостолы Пётр и Иоанн, а вместе с ними вся древняя Церковь жили в доверии ко Христу, имея надежду на то, что Сын Божий будет рядом и в дни радости, и в дни скорби. Последние же особенно требовали третьего аспекта веры — веры как верности.
Верность предполагает, что человек уже не только стремится доверять Богу, но и искренне исполняет Его заповеди. Даже если тому имеются препятствия. Веру-верность явили миру и апостолы, и многочисленные христианские мученики, жившие не только в эпоху древнего Рима, но и в недавнем прошлом. В течение 70 лет в нашей стране Православная Церковь была гонима безбожной властью, от рук которой пострадало множество священнослужителей и простых верующих. Огромное число наших соотечественников стало примером удивительной и истинной верности Богу. И конечно же — мы как новое поколение христиан призваны не посрамить память предшественников, но явить миру пример веры и как убеждённости в существовании Бога, и как доверия Его промыслу, и, безусловно, как верности заповедям Христовым. Только в данном случае мы можем надеяться, что будущее Церкви нашей окажется относительно спокойным.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Тюремное служение — одно из основных направлений работы самарского фонда просвещения «Вера». У него есть два уникальных проекта. Команда фонда организует вещание радио ВЕРА в местах лишения свободы. На сегодня эфир Светлой радиостанции охватил более трёхсот исправительных учреждений России. И теперь в их стенах регулярно звучит Евангельская весть! Кроме этого, фонд просвещения «Вера» проводит для осуждённых курсы по иконописи. Это даёт людям возможность стать ближе к Церкви и Богу, а также освоить новую профессию.
Многие, из тех, кто находится в местах лишения свободы, видят особое утешение в росписи икон и в программах радио ВЕРА.

«Недавно произошёл интересный случай, — делится сотрудник фонда Константин Бобылев. Нам написал мужчина из Рязанской области, с которой мы ещё не работали. Он обратился с просьбой запустить вещание Радио ВЕРА в его колонии. Кроме этого, мужчина хотел освоить иконописное дело. Каким-то образом он узнал об этих возможностях. К письму осуждённый приложил несколько своих рисунков с изображением Богородицы и святого Спиридона Тримифунтского. Видно, что у человека есть талант и рвение послужить Богу таким вот образом. Постараемся ему помочь», — говорит Константин.
Помимо этого, в планах у фонда продолжить работу по запуску вещания Радио ВЕРА в колониях России.
Вы можете поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера», оставив любой благотворительный взнос на его официальном сайте. Собранные средства пойдут на покупку оборудования для организации вещания Светлого радио и материалов для занятий иконописью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Социальное служение и вера». Инесса Панченко

У нас в гостях была руководитель телестудии для воспитанников детских домов «МоЁжТв», сестра милосердия Елизавето-Варваринского сестричества, тележурналист Инесса Панченко.
Мы говорили с нашей гостьей о вере, творчестве и социальном служении. Главной темой беседы стало то, как воспитанники детских домов, вовлекаясь в изучение тележурналистики, раскрываются, находят в себе новые таланты и меняют свою жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер